“Все страны с высокой динамикой роста проходили так называемый отрезок инфляционного ускорения в рамках концепции “большого толчка” американского экономиста Ростоу. По другому и быть не могло: если твоя страна проводит мобилизацию средств с целью реиндустриализации или инфраструктурного обновления, повышенный спрос на ресурсы, рождает рост цен”, – об этом на своей страничке в Фейсбуке пишет экономист Алексей Кущ, информирует UAINFO.org.
“Только в этих странах, инфляция была целевая, мультипликативная: деньги идут в кластеры роста с высоким эффектом мультипликации, когда одна гривна, вложенная в экономику приводит к 4-5 гривнам дополнительного ВВП.
В итоге ты получаешь новый, обновленный профиль экономики, способный за счет генерирования высокого уровня добавочной стоимости поглощать “импортную”, ресурсную инфляцию мировых рынков.
И за счет качественного изменения потребительских расходов, минимизируется внутренняя инфляция.
Здесь простая математика.
Для кого рост цен на продукты будет более существенен: для тех у кого в потребкорзине они составляют 50% или для тех, у кого 10%?
Простые истины, которые я пытаюсь донести и которые напрочь не воспринимаются в НБУ.
НБУ в Украине якобы таргетирует инфляцию. Почему “якобы”? А потому, что на деле он проводит вопиющие проинфляционные действия, например, выдавая рефинансирование под залог облигаций Укравтодора, компании, которая не имеет собственных доходов и потенциальный банкрот.
Да, там есть гарантии государства, но это же чистый “схематоз”:
Укравтодор продает на миллиарды гривен облигации государственному Укрэксимбанку, тот, в свою очередь, передает их в залог НБУ под выданный оным рефинанс.
А все потому, что президент может позвонить главе правления госбанка и сказать: “Жень, послушайте меня…”.
Это и есть инфляционная модель, созданная “криворожским землячеством” в рамках “трускавецкого консенсуса”.
На начало декабря, остаток задолженности коммерческих банков по рефинансированию НБУ составил почти 91 млрд. грн., в то время, как на начало года он равнялся 61 млрд.
Чистый прирост за год почти 50%. Финансовые аппетиты власти растут.
Рефинансирование НБУ выделялось комбанкам на срок до пяти лет, только эти деньги не пошли в экономику в виде “длинных” кредитов на капитальные инвестиции.
Как следствие – денежная масса в 2020-м выросла на 28,6%.
Конечно, можно сказать, что денежные агрегаты росли и в других странах, только там они “набухали” за счет помощи правительства, выплаченной домохозяйствам и малому бизнесу.
А у нас – за счет кредитования дорожного строительства.
Когда каждая вторая гривна уходила в Беларусь и РФ за битум и в Турцию и Китай за оборудование и оплату рабочих, помогая этим странам преодолевать кризис.
НБУ как банк-Супермен помогал другим странам, создавая эффект мультипликатора у них, а не у себя.
Именно поэтому на выходе из кризиса Турция и Китай получат рост ВВП выше 5%, а Украина – дырку от бублика в виде жалких 3%…
Наибольший эффект мультипликатора в Украине наблюдался бы при инвестировании средств в критическую инфраструктуру городов и системную инфраструктуру страны: водопроводы, тепловые сети, канализация, железная дорога, энергетика.
Здесь хотя бы можно дать заказ нашим предприятиям – флагманам экономики, которые заплатят зарплату своим рабочим, перечислят налоги в бюджет.
Создав инфраструктурный толчок в развитии страны, мы могли бы получить рост на уроне 5%+, который нам необходим для преодоления бедности и выхода из кризиса.
И для спасения ошметков национальной промышленности.
Но это сложно и нужно напрягать мозги, улучшая качество убитой, еще советской инфраструктуры украинских городов, то есть, помогая местным властям, где “Слуги” уже не сформировали “монокоалиции” на местах…
Легче закатать в асфальт. Кроме того, президент, строящий новую канализацию, выглядит не так няшно как президент – автодорожник. Но власть, выбирающая между экономическим замедлением или инфляцией, получит и инфляцию, и экономическое замедление, что и произошло в Украине.
Нет ни динамичного роста, ни низкой инфляции. Зато местами появились хорошие дороги. До следующей весны. А вдоль дороги, “нужники” стоят”.
Ведь 30% населенных пунктов в Украине до сих пор не имеют централизованной канализации. А те, что имеют – получили ее во времена советского прошлого. Азия-с, господа…”, – завершает экономист.
Leave a comment