Итак, правительство Израиля согласовало с европейскими партнерами план прокладки по дну Средиземного моря газопровода EastMed, который свяжет юг Европы с месторождениями на израильском и кипрском шельфе
Это позволит Израилю осуществлять в страны ЕС поставки газа объемом 10 млрд кубометров в год, с возможностью увеличения пропускной мощности в два раза.
Запуск газопровода запланирован на 2025-2026 годы.
Собственно, новость, с одной стороны, позитивная, в плане вытеснения российского природного газа с рынка ЕС, а с другой, ей могут с легкостью парировать целым ворохом доводов.
Читайте также: Черные дыры убыточного экспорта нефти и газа Россия затыкает распродажей золота
Например, чему недоброжелатели российского газа радуются, ведь запуск нового газопровода планируется осуществить лишь через пять или даже шесть лет. Особо умные и изощрённые адепты “Газпрома” и вовсе отметят, что нынешнее падение цен на газ и объемов экспорта связано, в первую очередь, с двумя подряд тёплыми зимами в Европе, в связи с чем ПХГ переполнены и потребности в “голубом золоте” нет. Но кто гарантирует, что зима 2020-2021 не станет лютой и потребность не возрастет двукратно или даже троекратно?
Всё это правильные доводы и они имеют право на существование, но стоит всё же отметить несколько моментов, которые целиком и полностью нивелируют попытки адептов “Газпрома” хоть как-то сохранить присутствие духа и веру в светлое будущее монополии.
Когда я несколько лет назад писал о том, что США развернут невиданную экспансию СПГ на европейском газовом рынке и первые незначительные, пробные поставки начинали поступать из-за океана, всё те же адепты “Газпрома” насмехались над первыми объёмами, сравнивая их с сотнями миллиардов кубических метров газа, идущих из РФ в ЕС. Но уже сегодня “Газпром” видит в СПГ США реального конкурента, который не только в перспективе вытеснит Россию из Европы, но уже фактически сделал это в Польше.
Читайте также: У США схвалили нові санкції проти “Північного потоку – 2”, черга за Сенатом і Трампом
Газопровод TANAP из Азербайджана через Турцию в ЕС ещё пару лет назад вызывал аналогичную гомерическую реакцию у защитников “Газпрома”. Ведь и вправду, чем может угрожать России эта труба, объемом ежегодных поставок 16 млрд кубометров? Но за окном 2020-й год, а Россия потеряла львиную долю турецкого газового рынка, а в Баку обсуждают возможность увеличить объем годовых поставок по TANAP вдвое!
При этом, в то время как другие газовые трубопроводы тянутся в Европу, успешно прокладываются, запускаются и начинают поставки, сама же Россия не может толком разобраться со своими трубами. “Северный поток – 2” можно считать замороженным на десятилетия. “Турецкий поток” можно считать бесперспективным.
В итоге, возможно, зима 2020-2021 будет очень холодной, и российский газ вновь будет востребован. Но за тот период, когда он был вытеснен с европейского рынка конкурентами, предлагающими “голубое золото” по более низким ценам, восстановить прежний плацдарм для Москвы не представится возможным. И эти две тёплые зимы лишили Россию шанса напоследок заработать лишний миллиард-другой долларов. Но что будет, если зима 2020-2021 окажется такой же теплой, как и две предыдущие?
Аминь.
Leave a comment