Резолюция Европарламента по Беларуси. Разбираем по пунктам
Европейский парламент принял, возможно, наиболее жёсткую за всю историю отношений с Беларусью страновую резолюцию. Много говорится о выборах, правах человека, СМИ, протестах, лично о Лукашенко, Тихановской, Колесниковой, Цепкало и других.
При этом документ не является является нормой прямого действия. Он содержит лишь призывы и обращения. Но при этом декларативная часть резолюции имеет несколько важных определений.
Во первых, Лукашенко после 9 ноября не будет признаваться Европарламентом как президент. Это успех представителей протестов.
Но, с другой стороны, и Тихановская не признана в качестве “избранного президента” (president elect) – есть лишь пассаж о том, что часть беларусов считает её таковой. Это поражение, в первую очередь – части политиков Литвы и Польши, которые лоббировали иное решение.
Читате также: Росія повторює свої помилки й ризикує втратити Білорусь
С другой стороны текст резолюции чётко определяет роль Координационного совета “во главе с Тихановской”. Это уже “удар по дых” группе Бабарики и группе Цепкало (помните пресс-конференцию КС со словами Знака об автономности совета?). Это несомненный успех группы, собравшейся вокруг Тихановской.
Далее переходим к предложениям.
Тут есть блок по санкциям, которые остаются персональными, но с использованием процедур “списка Магнитского”, что позволяет наполнять санкционный список оперативно. Есть предложения подумать о санкциях к гражданам РФ (!) которые сегодня работают на Лукашенко. Тоже плюс.
Очень важными являются призывы к России, в том числе упоминание, что легальность и легитимность подписанных Лукашенко после 09.11.2020 международных договоров будет сомнительной.
И, наконец, обозначены (вновь в виде прзывов) приоритеты поддержки. Предлагается усилить поддержку НПО, других структур гражданского общества, особое место отводится СМИ и есть место для КС, что предсказуемо.
Читате также: Беларусь может стать еще одним Крымом
Ещё одним блоком стоит вопрос “гуманитарного коридора”, который включает в себя пункты упрощённого получения убежища, переселения беларусов и естественно, стипендиальных программ для студентов и учёных. Тут лоббистом выступала в первую очередь Польша, которая на свою аналогичную программу рассчитывает получить дополнительное финансирование из ЕС.
Выводы: декларативная часть мощная, предложения резкие. Но при этом предложения остаются предложениями. Какой облик они обретут в решениях зависит, среди прочего, от внешнеполитической активности беларуских сторонников перемен. И, что чрезвычайно важно – декларативная часть.
Резолюция Европарамента – документ международного права, на который можно ссылаться и определения которого можно переносить в другие документы, уже имеющие практическую силу. Но это тоже задача “внешнеполитического вектора” беларуских сторонников перемен. Иначе играть на политическом поле будут не они, а играть будут ними.
Leave a comment