Мне очень нравится дискуссия, которая возникла из-за права не сдавать ВНО детям с оккупированных территорий
Она отлично прочищает мозги тем, у кого они есть. Это малюсенький очень щадящий кусочек ада, который нас ждёт в случае серьёзного разговора на тему, что делать с Донбассом и Крымом.
Главная проблема – у любого решения есть цена. Но наш богоизбранный многомудрый народ в лице его лучших представителей не хочет платить никакую цену. А так не бывает. И не будет.
Сейчас речь идёт о мифической проблеме, будто какие-то дети что-то там у кого-то отберут. На самом деле проблемы не существует. Потому что ВНО – это один из надцати факторов, удерживающих детей с той стороны от поступления в украинский ВУЗ. И не самый главный.
Читайте также: Казарин: Готовность учиться в украинском вузе после шести лет оккупации – лучший тест на лояльность
Отмена ВНО не превратит 1,5 тысячи абитуриентов в 15 тысяч (хотя это было бы идеально). На фоне десятков тысяч украинских детей, которые бегут из украинских вузов на Запад, это чисто психологический момент.
Но в случае настоящей реинтеграции того же Донбасса возникнут десятки вопросов, которые абсолютно реальны.
Во-первых – амнистия. Если ВНО вызывает такие потрясения, представьте, что будет, когда придётся искать формат правовой очистки миллионов людей. Часть этих людей будет, хоть и без крови на руках, но виновна.
Во-вторых – финансирование из бюджета территорий, которые сейчас оккупированы. Даже если полностью очистить Донбасс от людей, вообще от всех, там уже сейчас такое количество экологических проблем, что потребуются многие миллиарды просто не упреждение катастрофы.
Читайте также: Поки Зеленський все ще зазирає Путінові в очі, той продовжує анексію на Донбасі – Портников
Это без социалки, без необходимости восстанавливать инфраструктуру, без десятилетий разминирования и т. д. Бросить эти проблемы нельзя – обрушится экосистема не только Донбасса, но и Приазовья, и немалой части Слобожанщины.
И т. д. Список можно продолжать долго.
Баттл вокруг ВНО – это хороший повод задать себе вопрос, за что готов платить – деньгами, усилиями, потерей возможностей. За реинтеграцию? Или за отказ? Отказ – это также колоссальные издержки.
Не выбрать – нельзя. Уклониться от решения – нельзя. Его просто примет кто-то другой и поставит перед фактом.
Leave a comment