80% населения считают власть полностью и безнадежно коррумпированной. Кремль закостенел, и Путин не может заставить себя начать серьезные реформы. Это оставляет только проверенные варианты: бесконечный поиск врагов внутри, давление на социальные сети и разжигание заговоров об иностранных противниках…
Тюремное заключение, к которому российского оппозиционного лидера Алексея Навального приговорил на прошлой неделе московский суд – даже более радикальный шаг, чем прошлогодняя попытка его отравления. Посадив Навального за решетку как минимум на 2,5 года, режим Владимира Путина рискует гораздо больше, чем если бы ему удалось расправиться с ним тайно.
Об этом говорится в статье Financial Times.
Ситуация с Навальным – это «микрокосм проблем, окутывавших Кремль в последние годы. После оккупации Крыма в 2014 году и раскола отношений с Западом Путин был поглощен геополитикой, передав повседневное управление группе безликих технократов.
Изначальный успех Путина базировался на способности его режима стабильно повышать уровень жизни, в то же время воодушевляя россиян деяниями на мировой арене. Однако сегодня режим правит, в основном, через запугивание людей и формирование впечатления, будто Россия-матушка снова стала «осажденной крепостью».
Может ли такая жесткая тактика работать, в то время как правительство продолжает игнорировать социально-экономические проблемы и проблемы общественного здравоохранения, обнаженные пандемией?
Падение реальных доходов и недавнее повышение пенсионного возраста усилили социальное раздражение, которое вылилось на улицы после ареста Навального. Независимые опросы в ноябре 2020 года показывали, что только 2% россиян были бы готовы голосовать за Навального на президентских выборах. К концу января этот показатель вырос до 5%, хотя мнения остаются противоречивыми.
Его арест превратил его в жертву несправедливости и вызов Путину поистине национального уровня. Президентские выборы состоятся не раньше 2024 года, но Путину впервые пришлось столкнуться с реальным противником. Кремль больше не способен отражать народное недовольство и обезвреживать его.
У силовиков Кремля есть ресурсы, чтобы продолжать арестовывать протестующих, предавать их суду и угрожать любому, кто осмелится высказаться. Но они больше не заботятся о том, чтобы предложить заслуживающее доверия видение того, куда Путин хочет вести страну.
Социально-экономические проблемы России неприятны, но вряд ли непреодолимы. Однако режим не может дать достойный ответ. 80% населения считают власть полностью и безнадежно коррумпированной. Кремль закостенел, и Путин не может заставить себя начать серьезные реформы . Это оставляет только проверенные варианты: бесконечный поиск врагов внутри, давление на социальные сети и разжигание заговоров об иностранных противниках.
Драма вокруг отравления Навального стала фитилем, но разожженный ею пожар подпитывается усталостью и разочарованием населения путинским режимом и его неспособностью измениться. Отказываясь от какого бы то ни было диалога со своими оппонентами и с общественностью, режим практически гарантирует, что социальная напряженность перерастет в политический протест.
Либо режим должен найти мудрость и стать более гибким, либо он станет однозначно репрессивным государством. Последние события твердо направили Россию в направлении второго.
Leave a comment