Критическая ситуация с водой в Крыму заставляет тратить миллиарды рублей налогоплательщиков, поскольку Россия пытается каким-то образом решить невероятно сложную задачу, возникшую после аннексии Крыма в 2014 году. Эта черноморская жемчужина президента Владимира Путина все больше становится похожим на тяжелое бремя.
Семь лет назад Украина перекрыла Северо-Крымский канал, лишив таким образом этот полуостров на 90% источника пресной воды, и в результате Крым оказался в ситуации, которая существовала до 1960 годов, когда эта территория больше напоминала засушливые степи. К этому добавились в прошлом году засуха и палящая жара, а также проблемы с трубами и бурением скважин, и в результате поля пересохли. В столице полуострова Севастополе, а также в других местах подача воды ограничена.
Небольшой по территории Крым способствовал росту популярности российского президента, поскольку после протестов в Киеве и свержения дружественного по отношению к России украинского правительства Путин захватил эту территорию, которая в течение многих веков принадлежала Москве, но после 1991 года стала частью независимой Украины. Захват этой территории, составляющей менее 0,2% от общей территории России, способствовал повышению популярности Путина внутри страны до рекордных уровней в течение примерно года после этих событий. Но затем его популярность пошла на спад.
Сегодня жители Крыма, которым в 2014 году были сделаны амбициозные обещания, пытаются каким-то образом справиться с последствиями масштабной национализации, которая не всегда служит их интересам, а также с неудачно проводимой и непрозрачной борьбой с коронавирусом – и с отсутствием воды в кранах. Взлетевшие вверх в результате санкций цены свели на нет повышение пенсий и заработной платы, а ценники на продукты и товары не опускаются даже после строительства моста через Керченский пролив, на который было потрачено 3,7 миллиарда долларов и который связал Крым и территорией России. Результаты опросов общественного мнения получить трудно, однако неофициальные данные позволяют говорить о том, что разочарование растет.
Необходимость влить еще больше денег в Крым означают, что россияне в других частях страны от этого потеряют. Они уже страдают в условиях экономики, пострадавшей от западных санкций, которые были введены из-за этого шага, а также по причине других неправомерных действий, и они теперь испытывают на себе результаты действий Кремля, который предпочитает фокусировать свое внимание на стабильности в ущерб росту экономики, ограничивая тем самым поддержку доходов населения в условиях пандемии коронавируса. Кризис 2020 года, как и кризис 2014 – 2015 годов, нанес удар прежде всего по населению страны.
По данным одного бывшего сотрудника Центрального банка, в течение пяти первых лет после оккупации на Крым пришлось потратить 1,5 триллионов рублей, что примерно соответствует двухлетнему бюджету России в области образования, а это более 20 миллиардов долларов по актуальному обменного курсу. В этом году только на субсидии, пособия и субвенции придется потратить еще примерно 1,4 миллиарда долларов. И этот ценник будет расти.
Вода – не единственная проблема, однако решить ее крайне сложно, поскольку возвращение Крыма остается приоритетом для украинского президента Владимира Зеленского. В прошлом месяце резервуары Симферополя были заполнены на 7%. Без воды из Днепра площадь пахотных земель на полуострове сократилась – со 130 тысяч гектаров в 2013 году (это уже было значительно меньше, чем в советское время) до 14 тысяч в 2017 году.
Лишь в прошлом году власти начали предпринимать существенные шаги в области водоснабжения, и был принят план, объем финансирования которого составляет 48 миллиардов рублей. Он включает в себя ремонт трубопроводов для сокращения потерь, бурение скважин, и – что самое важное – создание опреснительных установок, которые будут дорого обходиться аграриям, но послужат утешением для жителей Крыма. Правительственные чиновники на совещании в Кремле в четверг заявили о том, что проблема с водой будет решена.
Это вызов. Даже в том случае, если в этом году будет большей дождей, в долгосрочной перспективе доступ к дешевой воде будет по-прежнему иметь жизненно важное значение. Эта проблема может быть легко решена – в случае открытия Северо-Крымского канала, однако Киев исключает подобный вариант. В таком случае идея самодостаточного Крыма остается дальней перспективой – независимо от количества китайских туристов, которых ждут на полуострове в надежде получить новые источники доходов.
В спорах соседей – ближних и дальних – по поводу воды нет ничего нового. Конфликты из-за воды происходят между Таджикистаном и Узбекистаном по поводу Рогунской плотины, на реке Нил, где строится Великая плотина эфиопского возрождения (Grand Ethiopian Renaissance Dam), а также на реке Меконг в Юго-Восточной Азии. В Крыму эта проблема находится в самом центре интересов России, пытающейся найти баланс между геополитическими амбициями, национальной гордостью и растущим недовольством, а дорогостоящая реальность введенных санкций сдерживает развитие на той территории, где Кремль хочет предложить анонимность некоторым крупным инвесторам.
Если не удастся быстро решить существующие проблемы, то вызванные кризисом риски могут появиться в важный для Путина период времени. Ему нужна убедительная победа на сентябрьских выборах в Думу и региональных выборах – это последние выборы перед 2024 годом, когда будет закончен его нынешний президентский срок. Подавляющее большинство россиян по-прежнему поддерживают аннексию Крыма. Меньше ясности относительно того, сохранится ли эта поддержка в случае продолжения роста цен, стагнации национальной экономики и продолжения пандемии коронавируса, и в такой ситуации другие регионы могут потребовать свою долю финансирования.
Кремлю предстоит проделать нелегкий путь. После беспрецедентных уличных протестов, вызванных заключением в тюрьму критика Алексея Навального, после настойчивых попыток заткнуть рот несогласным, после запретов работы социальных сетей и массовых арестов в конце прошлой неделе муниципальных депутатов.
Может ли политическое давление вместе с сильной засухой стать причиной российского вторжения в Украину? Такого рода шаг может обеспечить доступ к перекрытому каналу, а также создать своевременный всплеск националистических настроений. Однако подобный сценарий представляется маловероятным. В таком случае могут возникнуть вопросы по поводу планов в отношении сепаратистского региона Донбасса, где конфликт находится в тлеющем состоянии. А Украина является полезным пугалом для оправдания неудач в развитии Крыма, и это более простая тема для дискуссии, чем недостаточные инвестиции и обвинения в клептократии, отмечает Максимилиан Хесс, научный сотрудник Института исследований внешней политики (Foreign Policy Research Institute).
Интересы в отношении воды по обе стороны могут даже оказаться полезными, если будут заключены неформальные сделки. Вот один из вариантов – Россия может предоставить гарантии относительно спорного доступа в Азовское море, через которое Украина экспортирует сталь, уголь и другие товары. В 2018 году Россия захватила несколько украинских кораблей и заблокировала Керченский пролив.
Однако реальность такова, что в ближайшее время никакого решения не будет. Пересохший Крым, где даже российские банки боятся появиться, представляет собой напоминание о том, что ценой международной изоляции может стать более дорогое обеспечение жизнедеятельности, а также стангация для всех участников.
Leave a comment