«Украинская экономика полна сюрпризов. И пока не станешь министром – этого не поймешь. А как поймешь, начинаешь радовать сюрпризами всех вокруг. Начнешь рассказывать и делиться…», – об этом на своей страничке в Фейсбуке пишет инвестиционный банкир Сергей Фурса.
«Вам могут говорить, что теперь банковская система слабее, чем в 2014 году.
Правда, не понятно, почему тогда в 2014 году (и в 2008 году) летела в тартарары гривна, банки лопались, а вкладчики бежали наперегонки друг с другом забирать депозиты. А в 2020 году гривна остается стабильной на фоне глубокой мировой рецессии, депозиты растут, а банки полностью капитализированы. И может эта разница и есть результатом реформы? И может то, что отключили пылесосы по выводу капитала из страны, которым были олигархические банки, способствует немного стабильности гривны?
И да, ситуация в банковской сфере только для отдельных персонажей сейчас хуже, чем в 2014 году. У которых в 2014 году был банк и даже 2 банка, проблемные активы в которых составляли почти 100%. И это позволяло им за счет депозитов населения финансировать свой бизнес. А вот в 2020 году эти банки выведены с рынка. С той точки зрения да, хуже ситуация в банковской системе.
И как занятно, все международные партнеры, кредиторы, инвесторы приводят в пример реформу банквоского сектора и говорят, что это ключевая реализованная структурная реформа в Украине. А вот люди, работавшие на олиграхов десятилетиями, почему то эту реформу не любят. Как же так….
Вам могут говорить, что украинская промышленность не растет как на дрожжах потому что в системе Прозорро нет преимуществ для украинского производителя. И стоит только ее немного подправить…
Правда, не понятно, как ее нужно подправить, чтобы помочь украинского производителю, ведь на сегодня 99% тендеров в Прозорро выигрывают украинские производители. Неужели этот 1% все решает? Или может речь идет о конкретном производителе, который никак не может выиграть честный тендер? И может быть естественно, что на честных тендерах, когда единственный критерий – это цена, побеждают именно украинские производители. Ведь они в большинстве случаев тупо дешевле импортных аналогов.
Тогда зачем же менять систему Прозорро, если она и так поддерживает украинского производителя? А может все дело в том, что кто-то хочет, чтобы система поддерживала не самого дешевого производителя, а производителя со справкой о том, что он «патриот». И имея эту справку можно продавать государству продукцию по гораздо более высокой цене? И назовут это поддержкой отечественного производителя. Хотя по факту это будет поддержкой отечественной решалы.
Вам могут говорить, что украинской экономике не хватает только дешевых кредитов и стоит залить экономику деньгами, как мы увидим тут Сингапур…
Правда, забывают уточнить, что бывало в том случае, когда украинскую экономику заливали свеженапечатанными деньгами. А по другому, чем не печатным танком, нельзя добиться кредитов под 2% в стране, которая сама берет кредиты под 10% Так не бывает. И сначала надо сделать так, чтобы в стране была длительно устойчиво низкая инфляция и сама страна начала занимать дешево, а потом говорить о дешевых кредитах внутри страны. Да, это путь сложный. На этом пути надо снижать страновые риски. Проводить деолигархизацию. Устанавливать верховенство права. И тогда украинские банки смогут брать деньги под 2% и давать кредиты под 3%. А пока страна берет под 10%, банки вряд ли смог взять дешевле. У инвесторов. А значит не могут дешевле и кредитовать. Если, конечно, щедрое государство не профинансирует этот банкет. Но так уже было. Государство может напечатать деньги и дать его банкам. Те выдадут их олигархам. А олигархи все выведут в офшоры. А заплатят за все это счастье украинские налогоплательщики.
И да, когда такое вам говорит бабушка на лавочке, пересмотрев телеканалов Медведчука, то это одно. С этим можно смириться. Но очень печально, когда такое говорит министр экономики…
И печально, когда говорит министр экономики, а ты понимаешь, что это всего лишь сеанс чревовещания в исполнение одного из олигархов. Который имеет очень положительный опыт кидания всех вокруг. И внешних и внутренних инвесторов. И который очень не любит НБУ. И, судя по всему, очень не любит честные тендеры. Но что поделать, не любят прозрачность люди с опытом бизнеса из 90-х. Не их это…», – завершает Фурса.
Leave a comment