Нацбанк расширил перечень системных банков: в список попали 14 финучреждений. В чем смысл этого действия?
Об этом на своей странице в “Фейсбук” написал финансовый эксперт Алексей Кущ.
Перечень сформирован исходя из новой, недавно разработанной методологии классификации банков. Мол, есть очередная методичка – и вот объективные результаты оценки. И если раньше в перечень системных входили лишь три банка (Приватбанк, Ощадбанк и Укрэксимбанк), то теперь их стало 14.
К трем упомянутым госбанкам добавили Укргазбанк (его более правильно называть банком с государственным участием в капитале), а также шесть банков из иностранных банковских групп и четыре с частным украинским капиталом. В числе “иностранцев” представлены частная российская финансовая группа (Альфа-банк и Укрсоцбанк) и европейские транснациональные холдинги (Райффайзен Банк Аваль, Укрсиббанк, Кредобанк и ОТП банк). И “украинцы” – ПУМБ, опосредованно принадлежащий Ринату Ахметову, Таскомбанк и Универсалбанк, входящие в финансовую империю Сергея Тигипко, и банк “Пивденный”, принадлежащий группе одесских бизнесменов…
По сути перед нами прообраз банковской системы, которая может остаться после очередного банкопада, который возможен в случае активации новой волны мирового финансового кризиса. Выживет системное ядро и кэптивные банки за счет внутренних резервов своих акционеров. Это именно та модель, состоящая из 30-40 финансовых учреждений, о которой с 2008 г. постоянно говорят МВФ и прочие международные финансовые организации. Почему этот “список Смолия” появился именно сейчас? Время максимально удобное. В условиях избыточной ликвидности банковской системы никто не станет акцентировать на этом внимание. В то же время российским и западным транснациональным финансовым группам, а также олигархическим “внутренним” банкам нужны гарантии сохранения своих активов на нашем рынке капитала вне зависимости от того политического пазла, который сложится к сентябрю. Формально они будут, конечно, недовольны данной “номинацией”, публично высказывая сожаление касательно повышенных нормативных требований. А неформально – платиновая карта безлимита рефинансирования НБУ и возможной бюджетной помощи Минфина у них уже, можно сказать, в кармане. Все сделано как нельзя вовремя.
Leave a comment