Слова Папы Франциска об однополых гражданских браках не так уж и революционны для церкви, как может показаться.
Папа Франциск стал первым главой Ватикана, который открыто выступил за права гомосексуальных пар. Он поддерживал однополые гражданские браки, еще когда был епископом Буэнос Айреса и носил имя Хорхе Бергольо. Хотя это тогда противоречило позиции Ватикана.
Об этом пишет издание Gazeta Wyborcza.
Новое заявление Папы Франциска прозвучало в документальном фильме “Франциск” режиссера Евгения Афинеевского, премьера которого состоялась в среду в Риме.
Эти слова хорошо вписываются в контекст нескольких его предложений в прошлом, которые порой трактуют как разрешение на определенные партнерские отношения. Но прежде всего, стоит усматривать в этом продолжение линии, которую продвигал бывший архиепископ Буэнос Айреса.
Кардинал Хорхе Бергольо еще в 2002 году не забивал себе голову аргентинскими законами об определенных правах для пар, которые живут вместе от двух лет. Зато он громко и категорически выступал против однополых браков с правом усыновления детей. И когда такой законопроект был подан в парламент Аргентины в 2010 году, кардинал Бергольо призвал епископат расширить предписания о партнерских отношениях. Это со стороны церкви должно было бы быть уступкой в сторону ЛГБТ-сообщества, которая бы помогла епископам блокировать аргентинский закон об однополых браках.
Но план Бергольо провалился. Аргентинский епископат отверг его предложение как противоречившее позиции Ватикана. Конгрегация по вопросам вероучения в 2003 году приказала всем католикам сопротивляться любым формам узаконивания гомосексуальных отношений. Ватикан призвал не оставаться равнодушными даже в тех странах, где правительство “фактически толерантно относится” к однополым сношениям, “не прибегая к законодательным инициативам”.
Папа Франциск не меняет теологическое учение церкви о браках и сексе, но в пастырской области он пошел на большой перелом. Откровенная поддержка юридической защиты однополых отношений, хотя об этом он заявил только в кино, а не в официальных действиях, противоречит формальным документам Конгрегации по вероучению.
Нынешний Папа, однако, не стал одиноким “революционером” в вопросе сексуальных меньшинств. Потому что вопрос длительных внебрачных половых отношений вызвал большие споры во время Синода о семье в 2014 году. В предварительном отчете о синодальных решениях содержал предложение признать положительную ценность длительных связей, которые, однако, не является церковным браком. Предложение охватывало все: от совместного проживания, партнерских и гражданских браков и вплоть до повторного брака разведенных людей и гомосексуальных пар.
Этот синодальный текст пользовался “методом постепенности”, заимствованным у Второго Ватиканского собора (1962-1965 годы). Тогда собор подтверждал учение, что Католическая Церковь – это крупнейшее христианское сообщество. Но тут появилась и “постепенность”. Было признано, что “элементы освящения и истины” есть также и у других христианских групп. Также собор определял образцом для рождения детей неразрывный брак мужчины и женщины. Но при этом признавал добро и в связях, которые отличаются от идеала.
Главный автор того документа кардинал Петер Эрдо отмечал, что существуют случаи, когда взаимопомощь и даже преданность друг другу в гомосексуальных парах – это “ценная поддержка” в жизни партнеров. Эти предписания окончательно исчезли на Синоде в 2014 году. Но табу все равно было сломано.
На фоне такой истории последние слова Папы Франциска не кажутся уже столь революционными. Они, в конце концов, не обязательно выльются в какие-то формальные изменения в наставлениях, как католики или католические политики должны относиться к светским законопроектам в отношении однополых браков.
Leave a comment