
Саммит «Большой восьмерки» (G-8), проводившийся 17–19 июня, прошел в напряженной обстановке, а в вопросе Сирии больше походил на «большую разборку».
Очередной, 39-й саммит «Большой восьмерки» проходил в Великобритании, в курортном городке Лох-Эрн, расположенном в Северной Ирландии недалеко от Белфаста. Антиглобалисты, неизменно сопровождающие такие мероприятия своими протестными «карнавалами», на сей раз серьезно помешать встрече не смогли.
Ситуация в Сирии была важнейшим, но далеко не единственным вопросом, на котором сосредоточили внимание главы крупнейших государств мира. Так, чрезвычайно значимой стала декларация принципов финансовой прозрачности и уплаты налогов у источника с перспективой полного исчезновения льготных юрисдикций и неучтенных доходов. Проще говоря, G-8, и прежде всего США, объявила войну офшорам, и это может очень серьезно повлиять на современную миросистему вообще.
Не менее важным был вопрос о создании зоны свободной торговли между США и ЕС, так называемого экономического НАТО. Этот проект реализовывается в рамках ВТО, в которой все более укрепляются позиции России, Индии, а главное Китая. Ожидается, что «экономическое НАТО» позволит создать 2 млн рабочих мест, расширит ассортимент товаров, снизит цены на них, увеличит товарооборот между сторонами на $120 млрд в год.
Правда, перспективы ЗСТ США–ЕС пока выглядят туманными. Дело в том, что создание подобной структуры должны одобрить все 27 стран ЕС, поскольку Европа все решает консенсусом. А если еще встанет вопрос о том, что договор о ЗСТ должны ратифицировать все штаты США, то мероприятие может затянуться надолго.
В сирийском вопросе, который вызвал наибольший накал страстей, Россия празднует победу. Президент США Барак Обама и шесть глав других государств намеревались принять общее решение, суть которого состоит в следующем: нынешний президент Сирии Башар Асад должен уйти, а поддержать следует некую «умеренную» антиасадовскую оппозицию. Оговорка об «умеренности» делается не случайно, поскольку значительная часть вооруженной оппозиции состоит из исламских экстремистов и просто наемников. О том, что уход Асада чреват превращением Сирии во вторую Ливию или Ирак, на Западе пока предпочитают не задумываться.
Однако Путин занял крайне жесткую позицию: в сирийском противостоянии виноваты обе стороны, и конфликт может быть разрешен только путем двустороннего мирного урегулирования.
Упрямство Путина вывело из равновесия других участников саммита, а премьер-министр Канады Стивен Харпер заявил: «У нас на Западе другое видение ситуации. Господин Путин и его правительство по своим причинам поддерживают головорезов режима Асада, и это недопустимо».
Масла в огонь подлила недавняя крайне непродуманная отмена Евросоюзом эмбарго на поставку в Сирию оружия, что позволило Москве начать продажу Асаду весьма эффективных зенитно-ракетных комплексов С-300. Возможно, это остудит желание стран НАТО бомбить Сирию, повторяя тем самым ливийский сценарий, когда при отсутствии серьезных сил ПВО у Каддафи натовская авиация с воздуха уничтожила весь военный потенциал бывшей Джамахирии.
Как бы там ни было, но по настоянию Путина в итоговом заявлении саммита отсутствовали «настоятельные рекомендации» сирийскому президенту уйти с поста подобру-поздорову. Кроме того, Путин заблокировал осуждение Асада за использование химического оружия, настаивая на том, что этот факт не доказан.
Помимо прочего, на двусторонней встрече Обама предложил Путину существенно — на две трети — сократить количество стратегических боеголовок, находящихся на вооружении обеих держав. В результате, по задумке Барака, число ядерных боезарядов у каждой из сторон должно составить чуть более 1000 единиц.
Также американский лидер выдвигает инициативы по ограничению тактического ядерного оружия, российские запасы которого наиболее многочисленные в Европе. На Западе опасаются, что в России арсеналы находятся в зонах нестабильности, и смертоносные «игрушки» могут попасть в руки террористов. Напомню, что, в отличие от стратегического, тактическое оружие не подпадает под действующие договора по ограничению ядерных вооружений.
Трудно сказать, что получится из этой затеи, поскольку отношения между Россией и США в общем, а также между Обамой и Путиным в частности переживают не самый теплый период. Может, потеплеют во время визита Обамы в Москву, о котором была достигнута договоренность.
Ну а следующий, 40-й, юбилейный саммит «Большой восьмерки» пройдет в 2014 году в Сочи. События там обещают быть не менее интересными…
Александр КАРПЕЦ