Внезапное обострение между подразделениями армянской и азербайджанской армий (которое было не настолько уж внезапным, а скорее – ожидаемым, с учётом геополитической конъюнктуры), так же внезапно показало нарочитую абстрагированность Москвы от Еревана
В настоящее время информационное пространство России буквально пульсирует от обсуждения публикаций разного рода экспертов, лидеров общественного мнения и просто “серых” заполнителей эфира о том, что Армении в конфликте с Азербайджаном не стоит рассчитывать на помощь от России, поскольку Пашинян это не тот, за кого вступится Москва.
И что особо примечательно, а в какой-то степени даже и обидно для самих армян, в этой информационной компании приняли активное участие главные говорящие головы Кремля армянского происхождения, Маргарита Симонян и Тигран Кеосаян. Именно этой супружеской паре отъявленных пропагандистов довелось разрушить последние хрустальные замки Еревана, выстроенные если не на доверии Кремлю, то хотя бы на фундаменте влиятельной армянской диаспоры в РФ.
Читайте также: Час варити щі: медведчукам слід повчитися у Вірменії
В свою очередь, поддержка армянской диаспоры Армении в самой России ограничилась лишь стычками молодых и горячих представителей Армении с выходцами из Азербайджана.
И, думаю, не имеет смысла говорить о том, что на международной арене, особой поддержки и даже сочувствия Ереван не получил. Причём эта изоляция заставила действовать армянских стратегов от обратного и агрессировать в тех странах, которые высказали как минимум дипломатическую поддержку противоположной стороне конфликта – Азербайджану. Например, как это было в Украине.
Но, пожалуй, именно сейчас Армении будет над чем задуматься, как никогда прежде.
Конечно, Россия для этой страны была важным политическим и военным партнёром на протяжении многих десятилетий и поставки оружия, техники и боеприпасов в кредит – это весьма серьезный соблазн для небогатой экономики. Но при этом Ереван десятилетиями закрывал глаза на то, что Москва использует, целую страну как плацдарм на Южном Кавказе, по сути, относясь к Армении как военной базе с видом на “приватизацию” данного земельного участка.
Вместо того, чтобы прикладывать усилия по поиску сторонников и партнёров на международной арене и созданию некой дипломатической коалиции, Ереван погружался всё глубже в кредитную зависимость от РФ. При этом, полностью потакая на геополитической арене капризам Москвы, например, при обсуждении вопросов, связанных с Крымом в стенах ООН, Ереван отталкивал от себя тех потенциальных партнёров, которые могли бы стать связующим звеном в непростом диалоге с Баку.
Читайте также: Армения и Азербайджан: будет ли большая война?
На сегодняшний же день ситуация для Еревана складывается весьма депрессивная. Отсутствие международной поддержки и изоляция на дипломатической арене не позволят привлечь действительно неангажированные и непредвзятые стороны к решению проблемных вопросов. Москва же будет разыгрывать свою партию, которая направлена на дискредитацию и нивелирование значения правительства Пашиняна, что может спровоцировать очередной социальный и политический кризис в стране.
И самое настораживающие в этом раскладе то, что на фоне изоляции и хаотизации Кремль вполне может слить Армению в краткосрочной перспективе. Сделано это будет путем доведения конфликта до полномасштабной горячей фазы с целью очень быстрого возвращения полного контроля не только над ситуацией, но и в целом над республикой, посредством ввода куда более значительного контингента, нежели в 1990-х.
Возвращаясь к упомянутой выше нынешней геополитической конъектуре, такой проект вполне может быть реализован. И то, что нарратив о моральной справедливости отсутствия помощи Армении со стороны РФ сейчас становится главным лейтмотивом кремлевской пропаганды, указывает на то, что проект таки принят на рассмотрение.