Российская Федерация – страна, бюджет и более того, экономика которой всецело зависимы от экспорта газа. И это не удивительно, как-никак Россия это государство, занимающее 1/9 суши и обладающее первым местом в мире по запасам именно газа
И так же неудивительно, что главную российскую газовую монополию “Газпром” называли никак иначе, как “народное достояние”. Однако за последнее десятилетие это самое “народное достояние” в полном смысле слова превратилось в народную обузу.
Многие сейчас вспоминают “пророческое” высказывание Алексея Миллера, несменного главы “Газпрома”, сделанное им в 2008 году, о том, что примерно в 2015-му капитализация монополии будет превышать $1 трлн. Напомню, что на тот момент, капитализация Газпрома составляла $360 млрд и с учетом ценообразования на газ такое пророчество Миллера было вполне адекватным.
Читайте также: Россия взошла на газовый эшафот
Реальность же оказалась куда менее благосклонной к народному достоянию РФ, которое сейчас оценивается в $63 млрд. При этом “Газпром” увяз в убыточных проектах без какой-либо перспективы окупаемости, таких, как “Северный поток – 2”, “Сила Сибири” и “Турецкий поток”. А общая сумма долгов монополии по его проектам составляет более $100 млрд.
То есть, на сегодняшний день долгов у “Газпрома” больше, чем он сам по себе оценивается на рынке? Именно так, но и это еще не все.
Дело в том, что вспоминая былые времена, мало кто обращает внимание еще и на фактор инфляции рубля. В 2008-м среднегодовой курс доллара в России составлял 24,86 рубля, в то время как в этом году он вырисовывается в 69-70 рублей.
К чему эта подробность? Да, пожалуй, к тому, что в 2008-м в рублевом эквиваленте капитализация “Газпрома” оценивалась почти в 9 трлн рублей. Сейчас же, при нынешнем курсе, это 4,4 трлн руб.
Читайтпе также: За полгода российский федеральный бюджет недобрал 21 миллиард долларов
Адепты “Газпрома” тут же подметят, что с учетом роста курса доллара, удешевление монополии в долларах почти в шесть раз было компенсировано рублевой массой, в которой народное достояние подешевело чуть более чем в два раза.
В абсолютных цифрах это действительно так, но если в реальных высчитать стоимость монополии по курсу 2008 года, то мы получим 1,5 трлн. рублей. Примерно столько и даже больше российский Центробанк выделяет ежегодно на спасение банковской системы от тотального коллапса.
Но знаете, что в этой занимательной арифметике самое забавное? А то, что окажись мы сейчас, в 2020-м с этими самыми 1,5 трлн. рублями, то по нынешнему курсу у нас на руках оказалось бы $22,3 млрд. И в действительности это и есть фактическая, реальная цена “народного достояния”.
Добро пожаловать в реальный мир!