Даже в сравнении со стандартным вариантом, когда Владимир Путин ставит в затруднительное положение своих иностранных визави, его отношение к президенту Реджепу Тайипу Эрдогану в четверг стало настоящим спектаклем, – и его нельзя было назвать удачным для турецкого президента.
Встречаясь с Путиным после недавнего сирийского авиаудара, в результате которого погибли 34 турецких солдата, Эрдоган, вероятно, намеревался занять жесткую позицию в переговорах. Или, по крайней мере, более жесткую позицию по сравнению с его покорностью в прошлом.
Ведь Эрдоган прекрасно понимает, что Россия разрешила Башару Асаду провести ту атаку, в результате которой погибли турецкие солдаты. Русские еще до наступления знали о том, что турецкие военнослужащие находятся в тех местах, которые были выбраны в качестве целей. Путин в конечном счете несет ответственность за существующий там кровавый стратегический контекст – а именно, за проводимое в сирийском Идлибе наступление с участием оси в составе Асада, Ирана и России. Проводимая участниками этой оси операция (а также умышленный выбор в качестве целей школ и больниц) является грубым нарушением соглашений о прекращении огня с Турцией, и в результате колонны беженцев двинулись в сторону турецкой границы.
Да, у Эрдогана были серьезные основания для того, чтобы занять жесткую позицию в Москве. Вместо этого он решил полизать ботинки Путина.
«В начале нашей встречи хочу еще раз выразить искренние соболезнования по поводу гибели ваших военнослужащих в Сирии, – сказал Путин, даже не глядя при этом в глаза Эрдогану. Затем он продолжил свое шоу в стиле ретро, демонстрируя при этом мрачный чекистский юмор. – Гибель людей – это всегда большая трагедия». Затем этот бывший подполковник КГБ перешел к главной лжи. «К сожалению, никто, в том числе сирийские военнослужащие, не знали о месте их нахождения». Затем Путин добавил: «И сирийские военнослужащие пострадали».
Любой лидер с обычным чувством самоуважения или национальной гордости прервал бы Путина в этом месте. Как я уже сказал, Эрдоган знает, что Путин знал о том, что там находились турецкие солдаты. Он знает, что эти солдаты были выбраны в качестве целей с одобрения Путина. Таким образом слова Путина были оскорблением для всех турок.
Эрдоган в ответ посмотрел пустым взглядом на Путина, и в его взгляде не было даже намека на гнев. Путин победил.
Вызывает удивление то, что Эрдоган затем решил сделать себя еще более слабым и добился в этом успеха.
Он предложил объяснение того, что эта встреча была проведена в Москве, а не в Анкаре, хотя он настаивал на ее проведении в турецкой столице. Эрдоган понимает, что Путин хотел получить такую картину: Эрдоган приехал на поклон и просит о компромиссе. Вместо того чтобы обойти этот вопрос, Эрдоган сказал, что согласился приехать в Москву, поскольку Путин занимается изменениями Конституции. Это было бы смешно, если бы не было так унизительно.
Всегда существовала опасность того, что Путин в очередной раз использует Эрдогана с его же собственного позволения, однако произошло на самом деле нечто особенное. Соединенные Штаты и другие союзники Турции по НАТО были готовы усилить его позицию для противодействия давлению Путина. Скоординированные экономические действия могли бы поставить Асада на колени и заставить Россию уйти из Идлиба.
Однако Эрдоган не выдержал испытания встречей лицом к лицу с Путиным. Столкнувшись с человеком из КГБ, он склонился перед ним. Ататюрк, наверное, перевернулся в своей могиле.
Том Роган