
Так известный общественный деятель, философ, политолог, апологет «евразийства» Александр Дугин в разговоре с нашим корреспондентом высказался о современной доктрине путинской России.
«Путину не хватает исторического темперамента, исторического масштаба. Он — реалист, нормальный человек. Путин сталкивается с очень принципиальной внутренней проблемой. То, что он делает сейчас, на третьем сроке, абсолютно адекватно. (Причем я даже не исключаю, что он делает вопреки себе.) Он бы хотел просто заниматься Россией, тем, что у него получается: перекладывать с места на место, одного вора менять лет через десять на другого вора. Это у него прекрасно выходит, он не дает распасться стране. Все делает положительно, но в целом это все настолько постепенно, что ясно: до истории так мы не доберемся никогда. Но если мы сейчас не включимся в нее, а будем просто инерциально двигаться, то в какой-то момент ситуация станет критической.
Путин вернулся, и теперь уже понятно, что навсегда. Дальше он просто свою реалистическую систему уже в гранит вдолбит. Просто так он уже никогда не уйдет.
Но дальше новая проблема. Есть ли у России какой-то проект? Путин считает, что население — это совокупность материальных объектов, которых надо накормить, дать им возможность перемещаться, чтобы у них не текла крыша, чтобы они могли купить билет на трамвай, чтобы не переходили улицу на красный свет, не кричали, не делали какие-то акции бестолковые, вели себя прилично. То есть это телесный мир.
Так же Путин предлагает объединить и постсоветское пространство. Например, Украина: чего-то не хочет делать — закрутили вентиль. Газа мало, холодно, тело начинает дрожать — и Киев идет на уступки. Такая вот политика тел. Все постсоветское пространство для Путина телесное.
Я считаю, что сейчас он стоит на уровне интеграции тел: Таможенный союз, экономика, ЕврАзЭС, включил-отключил, надавил, отпустил, предложил. Все пока на уровне конкретных телесных реальностей. Я думаю, что надо переходить к политике душ.
Человек состоит, конечно, из тела — это, наверное, самое простое. Дал по голове — человек упал. Потом руку протянул — он поднялся. Горячо, слишком горячо — плохо, слишком холодно — тоже плохо. Так что нашел температуру — и держи. Такая себе работа котельной. Но дальше должна быть политика душ, политика мировой истории. Вопрос в том, сможет Путин найти в себе ресурсы для политики душ или нет. В себе, вокруг себя.
…У Путина с Януковичем разный масштаб. Приезжает Путин и говорит: «А давайте, Янукович, подумаем о нашей дальнейшей судьбе!» А тот не хочет об этом думать, потому что не до этого как-то. А чего думать, как оно есть — так и есть. Мысли Януковича бьются друг о друга и тут же расходятся. Поэтому он продолжает, но немножко в сновиденческом состоянии, ездить в Европу…
А Путин уже в другой фазе. У него третий срок, осталось 12 лет всего, и ему нужно за это время много существенных вещей сделать. Хоть «телесно», но он ждет каких-то ответов на свои вопросы. Янукович их не собирается давать. Он не хочет разговаривать и делать что-то при этом — ни для России, ни против России. Он хочет, чтобы все застыло. Он хочет, чтобы Путин не приезжал, из Европы чтобы ему не звонили...
А Путину уже этого мало. И я думаю, что сейчас Россия будет выступать с неожиданными для нее функциями. Сама в себе все усыпляя и устаканивая, она будет пробуждать ситуацию в Украине, просто потому, что у Путина пошло время…»
Валерий КОТОВ