
У Азарова придумали, как вместо финансирования Вооруженных сил на них еще и заработать
В Госинформнауки по поручению правительства собрали предложения от госорганов относительно возможности использования GSM-частот (диапазоны 900 и 1800 МГц), принадлежащих армии, под связь следующего поколения — 3G и 4G. Эти частоты будут выставлены на торги и проданы мобильным операторам.
Данные предложения Государственной службы специальной связи и защиты информации и Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС), а также Генерального штаба ВС Украины переданы в Кабмин.
С одной стороны, продажа этих радиочастот была неизбежна — без этого в Украине так и не будет современного мобильного Интернета. Ведь те полосы радиочастот, которые используются для связи 3G и 4G, в Украине (как и других постсоветских странах) со времен СССР заняты Вооруженными силами и спецсвязью. Именно потому передача данных со скоростью до 3,6 Мбит/сек. (что позволяет стандарт 3G, он же IMT-2000/UMTS) для украинских операторов остается мечтой, и большинство из них предоставляют доступ в Интернет со скоростью не более 400 Кбит/сек.
Но с другой стороны, этот процесс должен проходить без ущерба для обороноспособности страны. Суть проблемы в том, что военных нельзя просто взять и «выкинуть» из занимаемого ими радиодиапазона. Ведь данные частоты еще со времен СССР, когда мобильной связи и в помине не было, используются для организации управления войсками. И не только в условиях чрезвычайного и военного положения, но и в мирное время для организации боевого дежурства по охране и защите воздушного пространства страны. А также, в частности, в подразделениях Воздушных сил (ВВС плюс ПВО) для прикрытия с воздуха важных государственных объектов.
Но это — лишь фрагмент использования данных частот в Вооруженных силах. В целом в этих диапазонах работает широкий спектр высокоточных управляемых вооружений, использующихся украинской армией и флотом, — от зенитных до противокорабельных ракет, военные системы телерадио-управления 1-го и 2-го порядков. Также в этих диапазонах работают армейские средства связи.
Изначально Генштаб ВС Украины нашел вполне разумный выход из создавшейся ситуации. А именно, предложил активно переводить армию на «цифру», используя новые радиоэлектронные средства связи и РЛС и освобождая ныне занимаемые ими частоты для гражданских операторов. А поскольку у государства нет средств на такое перевооружение, то предполагалось выставить радиочастоты на тендерные продажи и использовать для этих целей полученные средства. Тем более что это было бы объективно выгодно армии: появилась бы возможность без заимствования бюджетных средств серьезно обновить катастрофически устаревший армейский «металлолом».
В Генштабе подсчитали, что на переоснащение и перевооружение для освобождения «военных» радиочастот необходимо затратить 2,5 миллиарда гривен (Минобороны указывало, что запрашиваемые средства будут направлены прежде всего на закупку 200 радиоэлектронных средств связи и девяти радиолокационных станций, после чего оно готово освободить частоты для 3G). Владельцам компаний мобильной связи эта цифра казалась запредельной, и они заявляли, что готовы заплатить в сумме не более 600 миллионов гривен.
Но вот в октябре 2010 года НКРС заявила, что нашла общий язык по этому вопросу с новым министром обороны Михаилом Ежелем. Мероприятия проводились во исполнение поручения первого вице-премьера Украины Андрея Клюева, и НКРС еще в августе того года рапортовала о планах внедрения мобильного Интернета до конца года. Однако тогда дело до продажи в силу разных причин так и не дошло.
В январе 2011 года в НКРС заявили, что в результате продажи «военных» радиочастот получат более 1 миллиарда гривен, и еще около 15 миллиардов гривен пойдет в госбюджет Украины от сборов за пятилетнюю аренду радиочастотного ресурса. Из этой суммы военные должны получить всего 847 миллионов гривен (вместо необходимых 2,5 миллиарда) на замену радиолокационного оборудования. Но — что самое интересное! — не из денег, полученных от продажи, а из средств, которые когда-нибудь потом будут выделены госбюджетом. Куда же пойдет «выручка» от тендера — остается загадкой.
А в сентябре 2012 года глава НКРС Петр Яцук на брифинге в Киеве заявил о том, что «радиочастотный» тендер в ближайшее время объявлен не будет. А объяснил это тем, что на законодательном уровне не утвержден механизм реализации радиочастот. «Будем после парламентских выборов инициировать соответствующие изменения в законодательстве», — сказал Яцук.
И вот какая странность: насколько известно, с тех пор на законодательном уровне никто никаких механизмов не утверждал. Но НКРС с подачи Кабмина уже «согласовала» со всеми заинтересованными сторонами передачу радиочастот гражданским структурам, и на сегодня документы уже переданы правительству. Правда, сколько в итоге получат военные за свои частоты, и будет ли какая-нибудь компенсация вообще, не сообщается.
Зато известно, что самую большую выгоду от передачи частот получит «Киевстар» — после объединения с Beeline он претендует на 50% спектра в 1800 МГц и 58% — в 900 МГц. Но не останется в убытке и новый владелец «Укртелекома» — группа СКМ Рината Ахметова, поскольку сам «Укртелеком» уже имеет лицензию на 3G (единственную в стране, и к тому же выданную без тендера), а Ахметову еще принадлежат 45% в «Астелите» ТМ life:). Сам же life:) претендует на 17% в 1800 МГц и 18% в 900 МГц. В общем, все будут довольны. Вот только каким образом будут учтены вопросы обороноспособности страны, остается загадкой.
Дмитрий ТЫМЧУК