
«Газпром» откровенно давит на «Нафтогаз»
7 миллиардов долларов российская монополия хочет получить от «Нафтогазу» за недобор голубого топлива в 2012 году, исходя из базового контрактного условия «бери или плати».
Эта сумма — счет за те 16 млрд кубометров газа, который Украина, по мнению России, не потребила в 2012 году. В ответ в «Нафтогазі» заявили, что весь газ, полученный в прошлом году, оплачен полностью, а относительно снижения объемов его закупки российская монополия была уведомлена заранее. Последнее обстоятельство, по мнению «Нафтогазу», дает право не выполнять условие контракта, т.е. не оплачивать недовыбранный газ.
В прошлом году Украина импортировала почти 33 млрд кубометров российского топлива. Из них 25 млрд приобрел непосредственно «Нафтогаз», а 8 млрд — Ostchem Holding Дмитрия Фирташа. В «Газпроме» утверждают, что согласно контракту 2009 года Украина должна закупать 52 млрд кубометров газа, но может снижать отбор на 20% — до 42 млрд. А дальше вступает в силу условие take-or-pay. То есть невыбранная разница между 42 и 33 млрд кубов, по мнению «Газпрома», должна быть выбрана. Но здесь начинаются накладки. Разница эта составляет 9 млрд кубов, а в деньгах, если исходить из средней цены по 2012 году в размере $420, это составит $3,78 млрд. В то же время, повторим, «Газпром» выставил предъяву на 16 млрд кубов и $7 млрд. Что-то не сходится…
Возможно, в Москве считают не от минимально возможных по контракту 42, а от максимальных 52 млрд кубов. Но тогда невыбранный объем составит 19 млрд кубометров газа на сумму $7,98, или почти $8 млрд. Опять не сходится!
Ребусы московского счетоводства можно было бы разгадать, если вспомнить, что компания Фирташа Ostchem Holding выбрала 8 млрд кубов голубого топлива. В таком случае, если считать от нижнего контрактного предела в 42 млрд кубов, недобор «Нафтогазом» топлива составит 17 млрд кубометров (42 минус 25) на сумму $7,14 млрд, т.е. наконец-то получаем цифры, близкие к тем, которые «Газпром» заявил в претензии…
Но здесь возникают уже вопросы не арифметические, а шкурно-экономические. На рубеже 2011–2012 годов чиновники «Нафтогазу» радостно сообщали, что Фирташ, предприятия которого потребляют много газа, сам будет свои потребности и оплачивать. Но уже тогда в воздухе повисли неудобные вопросы: будет ли газ Фирташа включен в общий объем закупаемого у России топлива согласно принципу «бери или плати»? Не окажется ли этот газ и вовсе средне-азиатским, что даст «Газпрому» законный повод его не учитывать? Не понесет ли «Нафтогаз», и без того находящийся в долговой яме, дополнительные потери от того, что лишится наиболее платежеспособных потребителей в лице части промышленных предприятий?
Теперь очевидно, что, разрешив Фирташу напрямую закупать газ, власть Януковича привела к дополнительным «непоняткам» с Россией, что лишь обостряет новое газовое противостояние. По имеющимся данным, при заходе Фирташа на газовый рынок изменения в контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» внесены не были.
Только сейчас в СМИ всплыл имевший место еще в феврале 2012 года диалог между зампредправления «Газпрома» Андреем Кругловым и Владимиром Путиным на совещании по газу. Круглов заявил, что «Нафтогаз» должен выбрать за год 27 млрд кубов, но Путин его поправил: дескать, договор пока не переписан, и это только «Нафтогаз» хочет взять не более 27 млрд кубов. Были ли эти «хотелки» узаконены в виде изменений к контракту, в «Нафтогазі» до сих пор помалкивают. А ведь налицо как минимум преступная халатность чиновников НАК!
Пока некоторые московские кликуши уже предвещают очередное отключение Украины от газа и новую газовую войну, в самом «Газпроме» свою претензию не комментируют вообще. И это понятно!
Во-первых, в контракте на транзит «Газпромом» топлива через украинскую ГТС заложен тот же принцип «бери или плати». Согласно договору, за год должно прокачиваться 110 млрд кубов, но «Газпром» в прошлом году поставил через Украину только 85 млрд кубов топлива, а потому российская монополия рискует напороться на ответную «предъяву».
Во-вторых, недовыбор Украиной газа, согласно контракту, не является поводом ни для отключения ее от поставок топлива, ни для войны. Это «всего лишь» основание для обращения «Газпрома» в Стокгольмский арбитраж, где российская монополия может вполне проиграть, поскольку уже есть прецеденты, когда «Газпрому» отказывали в удовлетворении претензий по поводу условия «бери или плати». К тому же судебный путь — долгий, он может длиться не один год.
В-третьих, за выбранный газ Украина исправно платит, а потому даже кратковременное отключение ее, а, следовательно, Европы, от поставок топлива окончательно подорвет позиции «Газпрома» в ЕС. Не говоря уже о том, что от российской монополии и ее газа в Европе уже порядком
устали…
Впрочем, в ЕС, как обычно, предпочли в конфликт не вмешиваться. Еврокомиссариат по вопросам энергетики выразил надежду, что очередные «братские разборки» не скажутся на непрерывности поставок топлива в Евросоюз.
Очевидно, нас ожидает долгоиграющий сериал. Правда, есть подозрения, что «Газпром» очень не хочет, чтобы подноготная российско-украинского газового контракта стала достоянием публичного рассмотрения в суде из-за обилия коррупционных моментов…
Александр Карпец, "Вечерние Вести"