Глава Украины, обещавший бороться с коррупцией, сталкивается с влиянием могущественных олигархов в своем собственном окружении, и рискует окончательно разочаровать своих избирателей.
Об этом говорится в статье Le Monde, информирует UAINFO.org.
В назначенное время перед зданием мэрии собралась толпа в меховых шапках и пуховиках. В Кривом Роге, расположенном в центральной Украине, в это январское воскресенье термометр показывает -17 C. Протестующие по очереди выступают перед строгим зданием.
«Мы очень бедны, стоимость коммунальных услуг растет, страна находится под угрозой; мы должны этому противостоять», — кричит женщина в микрофон. «Зеленский продал наш город олигархам!»- вторит ей другой выступающий.
Президент Украины Владимир Зеленский родился и вырос в этом промышленном городе.
Спустя полтора года его избиратели разочарованы. «Нас предали! Мы думали, что он будет близок к народу и избавит нас от коррупции, но он ничего не сделал, — раздраженно говорит 33-летняя работница Ирина Уманская. — Я хочу, чтобы он ушел!»
Президентство Зеленского демонстрирует явные признаки выгорания. Его главное обещание — искоренить коррупцию — сегодня грозит остаться лишь на бумаге, что поставит под угрозу жизненно важную поддержку международных доноров, а также усилия, предпринятые после проевропейской революции Майдана в 2014 году.
Благодаря историческому результату на президентских выборах (73%) и абсолютному большинству голосов, полученному в парламенте его партией «Слуга народа» — чего раньше никогда не было — Владимир Зеленский был убежден, что он сможет быстро все изменить. Увы, теперь он сталкивается с системой, превосходящей его по силе.
Ожесточенное сопротивление оказывает ему всемогущий Конституционный суд. Самый зрелищный эпизод произошел в октябре 2020 года. Суд рассмотрел представление от примерно полусотни пророссийских депутатов и отменил ряд антикоррупционных мер, действовавших в течение нескольких лет, считая их слишком суровыми. В частности, отменена уголовная ответственность должностных лиц, уличенных в предоставлении ложных сведений о доходах.
«Этот кризис показал, что судьи, отдельные представители которых сами обвиняются в коррупции, не готовы менять систему, — анализирует политолог Владимир Фесенко. — Масштабы коррупции на Украине огромны, это не просто взятки. Зеленский пришел с желанием действовать, но без конкретной программы. Однако одной замены старых элит недостаточно».
В декабре 2020 года президент предложил заменить судей Конституционного суда, но Венецианская комиссия, экспертный орган Совета Европы в области конституционного права, выступила против этого во имя независимости правосудия, хотя в Украине его практически не существует.
Одновременно заняли ключевые посты две неоднозначные фигуры из клана бывшего пророссийского президента Виктора Януковича: Андрей Ермак, назначенный руководителем офиса президента, и Олег Татаров, его заместитель. Имя последнего хорошо известно бывшим протестующим на Майдане: он тогда был официальным представителем полиции и называл их «преступниками».
«Когда мы увидели уход первого правительства и появление коррумпированных Ермака и Татарова, мы поняли, что больше не стоит строить иллюзии», — вспоминает Роман Маселко, адвокат и содиректор фонда De Jure, специализирующегося на изучение реформ правосудия.
Вызывает вопросы и поведение самого президента. Так, в декабре 2020 года он заблокировал расследование по делу о коррупции в отношении Татарова. «Зеленский не дает ясность по этим вопросам, — отмечает Дарья Каленюк, содиректор «Центра противодействия коррупции». — Он работает с коррумпированными людьми, интересы которых идут вразрез с интересами Украины. Почему он это допускает?»
«Он хороший парень, но он этого не понимает, — считает Александр Данилюк, его бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны, который ушел в отставку через четыре месяца. — Те, кто с ним общались, указывают еще одну на слабость: «Он любит, чтобы его любили».
Самые опытные люди в окружении Зеленского знают, как использовать подобные недостатки. «Есть придворные, а есть другие, более влиятельные люди, которые представляют олигархические кланы. Они организованы и умеют аргументировать отказ от неблагоприятных для них реформ», — анализирует Юлий Морозов, соучредитель крупнейшего культурного и социального центра Кривого Рога и депутат от независимой партии «Сила Людей».
Владимир Зеленский, столкнувшийся с влиянием олигархов, которые контролируют целые отрасли украинской экономики, стремился лавировать между интересами одних и других и находить баланс. После избрания он дистанцировался от миллиардера Игоря Коломойского, владельца канала «1 + 1», который транслировал сериал с его участием.
Глава государства также поддержал свою земельную реформу, несмотря на противодействие со стороны других олигархов. Но все-таки он остается осторожным. «Он не может воевать со всеми», — объясняет Фесенко. — Это было бы слишком рискованно, потому что они контролируют все телеканалы. Он многое потеряет».
«Зеленский больше не контролирует свою партию, — констатирует Дарья Каленюк. — Как минимум восемьдесят депутатов теперь связаны с Коломойским и другими олигархами. С тех пор у них появилась пророссийская риторика».
Как объяснить такую резкую перемену?
«Их купили, — утверждает антикоррупционная активистка. — Купить депутата очень легко». Цена составляет около «2 тысяч долларов» (1650 евро) в месяц, — уточняет она, — то есть вдвое больше их зарплаты».
Многие наблюдатели убеждены, что за подобными попытками саботажа стоит Россия, с которой Украина воюет на Донбассе. «Москва стремится разрушить антикоррупционную систему Украины, чтобы помешать ей закрепиться в Европе», — утверждает адвокат Роман Маселко. Она знает, что от этого зависят кредиты Международного валютного фонда и Евросоюза. Если выделение кредитов остановится, то Украине придется повернуться к России.
Чуда, на которое надеялись избиратели Владимира Зеленского, пока не произошло. Катастрофы, которую предсказывали его противники, тоже. Но все больше усиливается страх по поводу отката ситуации назад.
Бывший генеральный прокурор Руслан Рябошапка, высоко ценимый антикоррупционными активистами, но уволенный в ходе перестановок, настроен пессимистично.
«Ситуация близка к той, которая сложилась в 2013 году, когда Виктор Янукович отвел Украину от Европы и направил ее в сторону России [он нарушил свое обещание подписать соглашение об ассоциации с ЕС, что спровоцировало революцию Майдана]. Надеюсь, что Зеленский не поступит так же. Это было бы очень опасно для общества. Оно не готово будет это принять».