Как передают «Українськi Новини», Руководитель Секретариата Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Андрей Забловский считает, что Украина становится центром контрабандной торговли в Европе.
Благодаря почти полному отсутствию уголовной ответственности за контрабанду, высоким прибылям от продажи нелегальной продукции. А также благодаря действиям государства, которое расширяет ассортимент потенциальной контрабанды. Если раньше у контрабандистов самой большой популярностью пользовались сигареты, топливо, спирт и алкоголь, то с 2021 резко возрастет популярность табачных изделий для электрического нагрева.
Поддержка иностранных инвесторов, поддержка малого бизнеса, улучшение бизнес-климата в Украине — об этом говорят многие. Хотя по факту имеем судебные иски против иностранных инвесторов, закон №466, который «закрутил гайки» для многих отраслей — от IT до металлургии. А также закон о расширении использования регистраторов расчетных операций, который создаст немало проблем для малого бизнеса.
Но есть одна категория украинского бизнеса, которому действительно повезло в Украине. Для них государство уже создало прекрасные условия для развития и продолжает эти условия улучшать.
Ответственность — минимальная
Как и любое другое дело, нелегальный контрабандный бизнес по сути заинтересован в двух вещах — высокие прибыли и безопасность ведения бизнеса.
Что касается безопасности ведения контрабандного бизнеса — то реально Украина создала очень мягкие, благоприятные условия. Прежде всего, ст. 201 Уголовного кодекса Украины предусматривает уголовную ответственность только по контрабанде очень ограниченной группы товаров — оружие и боеприпасы, культурные ценности, ядовитые и радиоактивные материалы, и «технические средства негласного получения информации». Есть еще некоторые ограничения по незаконному вывозу древесины. Другие статьи более жестко регулируют вопросы незаконного оборота наркотических веществ. Вот по сути и все ограничения.
То есть, в отличие от большинства стран Евросоюза, в т.ч. наших западных соседей — в Украине не предусмотрено уголовной ответственности в частности за очень прибыльную контрабанду подакцизных товаров — алкоголя, табачных изделий, топлива. Фактически все, чем рискует контрабандист — это сама партия контрабандного товара, а также транспортное средство, если в нем были спрятаны контрабанды товары.
Что касается доходов — они формируются за счет разницы в цене на подакцизные товары в Украине и в других странах — стимулируя экспортную контрабанду из Украины в страны ЕС, так и импортную — в Украине из таких стран как Молдова, Беларусь, Российская Федерация, а также с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей.
Кстати, в Донецке местная табачная фабрика еще в мирное время успешно освоила производство подделок наиболее популярных мировых брендов сигарет. Сейчас этот бизнес ставят на поток. Так же как на поток поставлено производство контрабандных сигарет в Приднестровье.
Не случайно 2019 стал годом катастрофического роста нелегального оборота сигарет в Украине. Только за год объемы нелегального оборота сигарет выросли в 6 раз (!) — с 1,1 до 6,6% рынка. И это при том, что в последние годы акциз на сигареты хотя и существенно вырос, но рост был плановым и относительно постепенным (на 20% в год плюс размер инфляции).
Контрабандный ассортимент расширится
А вот относительно табачных изделий для электрического нагрева (ТИЭНов) народные депутаты решили не заниматься разработкой долгосрочных постепенных планов повышения акцизов. С 2021 акциз на ТИЭНы возрастет сразу в 4,2 раза — с дальнейшим ростом этой ставки в 2022-2025 гг. Еще на 20% ежегодно.
Как заявляют народные депутаты — авторы этой инициативы, идея заключалась в том, чтобы «выровнять» акцизную нагрузку на обычные сигареты и ТИЭН.
Но дело в том, что ТИЭН и сигареты — довольно разные по своему составу, физическим характеристикам, производственными затратами и влиянием на здоровье (государственное Управление по безопасности пищевых продуктов и лекарств США уже признало по крайней мере часть ТИЭНов потенциально менее вредными, чем сигареты).
Процесс производства ТИЭНов более технологически сложный, эта продукция имеет больше составных частей по сравнению с сигаретами. Для производства ТИЭНов необходимо современное оборудование, которое занимает большие площади.
В цену ТИЭНов также включается стоимость сервисного обслуживания потребителей, ведь их нельзя употреблять без специальных устройств, которые, как и любая техника, могут выходить из строя.
Впрочем, все эти затраты, а также резко повышенный акциз — это головная боль легального производителя. Контрабандистов ТИЭНов это не слишком интересует. Напротив, повышенный акциз и, соответственно, повышенная цена на ТИЭНы (в среднем до 80 грн. за пачку) приведет к тому, что разница в ценах на ТИЭНы в Украине и отдельных странах-соседях (РФ, Беларусь, Молдова) составит 50-60 %.
К тому же, объемы легальной реализации ТИЭНов в Украине могут снизиться — как из-за падения спроса (часть потребителей переключится на традиционные сигареты, часть — на контрабандную продукцию), так и из-за того, что рентабельность реализации ТИЭНов в Украине снизится по сравнению с рентабельностью традиционных сигарет.
Сейчас и в Украине, и во всех странах ЕС цена пачки ТИЭНа и сигарет премиум-класса примерно одинакова. Но если в Германии она составляет около 6 евро, то в Украине не дотягивает до 2 евро. Доля налогов (в процентах от финальной цены пачки ТИЭН) в Германии и Украине существенно не отличается. Но доход от продажи пачки ТИЭНа после вычета всех налогов в Германии по меньшей мере в три раза больше по сравнению с Украиной. А после резкого увеличения акцизов в Украине доходность реализации ТИЭНов в Украине не удастся сохранить на приемлемом уровне без повышения цены, из-за чего уменьшатся объемы их легальной реализации.
Эту нишу на рынке ТИЭНов с готовностью займут контрабандисты — причем не только из соседних стран, но также из Китая, где уже активно осваивают эту контрабандную нишу.
А как в Европе?
В отличие от Украины, в странах Европы хорошо осознают все риски резкого повышения акциза на ТИЭНы. Там даже в условиях значительного дефицита бюджета, вызванного коронакризисом, выбирают умеренную акцизную политику, ориентированную на постепенное увеличение налогового бремени или сохранения имеющихся ставок налогообложения.
Интересно, что, например, в Великобритании решили повышать акцизы очень постепенно, но дважды в год. Так, с 11 марта 2020 ставка акциза на ТИЭНы в Великобритании выросла с 234,65 до 243,95 фунтов стерлингов за кг и до 251,60 фунтов стерлингов за кг с 16 ноября 2020. При этом ставки акцизного налогообложения на сигареты и другие табачные изделия также повысились, но очень постепенно.
Похоже, что этим примером воспользовалась и Венгрия. В стране было инициировано увеличение ставки акциза на ТИЭНы с 10 до 12,5 венгерских форинтов за шт. с января 2021 и до 15 венгерских форинтов за шт. с апреля 2021. Но даже после повышения этой ставки она будет значительно ниже уровня минимального акциза на сигареты.
В Чехии на 2021 было предложено внедрить более традиционный подход, который предусматривает пропорциональное увеличение ставок акциза на все виды табачных изделий на 5%.
Подобная чешской реформа акциза на табачные изделия уже реализована в Латвии. В частности, в стране в 2016-2020 гг. ставка акциза на ТИЭНы постепенно выросла с 62 до 75 евро за кг. При этом в 2019 уровень акцизной нагрузки на эту продукцию был в 5 раз меньше, чем на сигареты.
А вот Эстония только в этом году официально разрешила продажу ТИЭНов. Правительством страны была признана неэффективность запретов, поскольку эстонцы все равно переходили на потребление этой новой продукции, а акцизы от нее поступали в бюджеты соседних стран.
К сожалению, то, что поняли в Эстонии, никак не могут понять в Украине. Запреты и резкие повышения акцизов могут привести к увеличению доходов. Но не государственного бюджета Украины, а бюджетов других стран и личных «бюджетов» контрабандистов.
Причём, как свидетельствуют данные OLAF (Европейское бюро по борьбе с мошенничеством), большая часть контрабанды (в т.ч. табачных изделий) находится под пристальным контролем организованной преступности.
И доходы от нее часто тратятся на коррупцию, поддержку другой преступной деятельности, а в условиях Украины — в т.ч. и на сепаратизм.