Итоги внеочередного заседания ТКГ показали, что команда действующего президента так и не поняла: уступая России, можно получить только новый перечень требований и ультиматумов
В переговорах (да и какой бы то ни было коммуникации в целом) с РФ предельно важен протокол и церемониал в самом широком смысле этих слов. Непринципиальных деталей нет: имеют значение и формулировки, и то, кто является инициатором общения, и сопоставим ли политический вес переговорщиков. Особый смысл эти составляющие приобретают, когда речь идет о нарушении буквы существующих договоренностей, как было с угрозами Пушилина открыть огонь по позициям в районе Шумов.
Информация из открытых источников позволяет восстановить хронологию событий вокруг последнего заседания Трехсторонней контактной группы: 5 сентября публикуется ультиматум представителей НВФ ОРДО, где боевики говорят о позициях ВСУ в районе Шумов, которые, якобы, оборудованы нашими защитниками в нарушение соглашений о прекращении огня от 22.07.2020, и требуют от наших военнослужащих покинуть их. Однако эти претензии не находят никакого подтверждения в отчетах СММ ОБСЕ.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба говорит о намерении украинской стороны созвать внеочередное заседание ТКГ в следующие сутки в связи с угрозами захватчиков. Но вместо полноценного заседания ТКГ происходит “совещание украинской делегации в расширенном составе” – на фоне нарушений перемирия со стороны России, которые ведут к потерям среди наших защитников.
Очевидно, ТКГ не была созвана 06.09.2020, потому что РФ отказалась отчитываться о нарушениях перед украинской стороной. Ей куда выгоднее было созвать внеочередное заседание в другой день, к тому же, воспользовавшись дополнительной возможностью вынести свою истинную роль в конфликте за скобки, в очередной раз озвучив свои требования через захватчиков.
Читайте также: Операція “Перемир’я”: Путін помалу топить Зеленського
Украинские переговорщики соглашаются на проведение заседания 9 сентября, видимо, побоявшись быть обвиненными в той самой “неконструктивности”, в которой то и дело пытаются уличить РФ. И, уступив России во всем, что касается церемониала, получают и смысловое поражение – некую “совместную инспекцию участников консультаций в районе населенного пункта Шумы при участии представителя координатора от ОБСЕ”, о которой дословно и пишет Офис президента (правда, после того, как представители НВФ успевают рассказать о намерении “инспектировать позиции” с помощью своей фейковой СЦКК).
Эта запись на сайте ОП вполне ожидаемо вызвала целый ряд вопросов: начиная от того, кого подразумевают в Офисе под “участниками консультаций”, и заканчивая закономерными претензиями к отговоркам от “охранителей Банковой” в духе “будет иметь место только выездное заседание подгруппы по безопасностиТКГ” – то есть прибудут непосредственно представители Генштаба РФ, вроде того же Михаила Бушмелева, который значился как переговорщик от РФ в военной подгруппе ТКГ в документах, публикуемых время от времени боевиками?..
Как только эти претензии были вербализованы, в ОП не придумали ничего умнее, чем удалить запись (в ее украиноязычном варианте) и написать новое сообщение, которое больше похоже не на попытку что-то объяснить, а, скорее, оправдаться. Но эта попытка была неудачной, ведь “оправдательный” текст попытались сделать обвинительным: припомнили “попередникам” их дипломатию, ударились в совершенно лишние эмоции, при этом ничуть не изменив суть сообщения – вместо “совместной инспекции участников консультаций при посредничестве ОБСЕ” появляется формулировка “…юридически инспекцию проводят не стороны конфликта, а ОБСЕ в сопровождении представителей сторон”. Стороны авторами сообщения не называются – очевидно, по привычке. Ведь оборот “та сторона”/”стороны” – куда удобнее и совсем не раздражает Россию.
Авторы сообщения попытались обезопасить себя от дальнейших претензий, которые будут неизбежно адресованы Зеленскому и его переговорщикам при появлении захватчиков, незаконно нарядившихся в форму с нашивками “СЦКК”:
“Крайне ограниченное проявление присутствия боевиков ничего никому не может дать, кроме одного – еще одного аргумента в пользу правоты Украины. В очередной раз вместе с международным сообществом призываем Россию вернуться в СЦКК, воздерживаться от этого – абсурдно.”
Каким образом это должно доказать правоту Украины, если украинское руководство во время отвода на трех пилотных точках проигнорировало незаконное нахождение в зонах отвода боевиков в форме СЦКК (на ношение которой представители НВФ не имеют права), авторы сообщения не поясняют.
Читайте также: Культ зустрічей: Зеленський іде шляхом нових односторонніх поступок і погіршення становища України
Чуть больше года назад, когда был начат отвод, мы обращали внимание на этот маскарад боевиков, и предупреждали о возможных последствиях. Но это предупреждение было проигнорировано, ведь Зеленскому и его команде хотелось форсировать события и идти на уступки в обмен на проведение нормандского саммита на уровне глав государств.
Сегодня повторяется та же ошибка: в обмен на встречу внешнеполитических советников Н4 и на сомнительные политические дивиденды, Зеленский идет на все новые уступки РФ. Тем самым загоняя нас во все более невыгодные переговорные позиции. Наши уступки трактуются РФ исключительно как приглашение к дальнейшему давлению.
И в случае с этой “инспекцией” дело даже не в том, придут ли в действительности представители НВФ на украинские позиции. Проблема в том, что президент и его команда продемонстрировали: они готовы об этом договариваться.
Их не смущает, что это еще один шаг к подмене истинной роли РФ в конфликте ролью посредника.
Их не смущает, что никакого перемирия в действительности нет и сохранять нечего – после событий 6 сентября наверняка.
Их не смущает даже то, что столь желанная ими встреча в нормандском формате не приведет ни к чему, кроме того, что украинская сторона будет вынуждена взять на себя новые обязательства.
В приоритете – видимость мира.
А не возможность сохранить уважение своего народа и своей армии.