Site icon Вечерние Вести

Фесенко: По своей «биомоторике» Саакашвили очень подходит Зеленскому

«Самая интригующая, пожалуй, политическая тенденция апреля 2020 г. – попытка возвращения Михеила Саакашвили во власть. Мы еще не знаем, чем она закончится. 22 апреля стало известно, что кандидатура М. Саакашвили выдвигается на пост вице-премьера. Уже на следующий день экс-президент Грузии стал встречаться с депутатами фракции «Слуга народа», а затем также с лидерами и представителями других парламентских фракций и депутатских групп.

Однако уже через неделю стало очевидно, что назначение М. Саакашвили в состав правительства, скорее всего, не состоится. 30 апреля глава фракции «Слуга народа» Д. Арахамия сообщил, что Михеилу Саакашвили будет предложена другая должность (вместо поста вице-премьера). Что же произошло?», – об этом на своей страничке в Фейсбуке пишет политолог Владимир Фесенко.

«Сразу отмечу, что в отмеченной ситуации проявились сразу две тенденции, и обе являются очень показательными. Закономерными являются как попытка возвращения М. Саакашвили во власть, так и неудача с ее прямой реализацией.
Для начала ответим на вопросы: Почему именно Саакашвили? Почему именно сейчас?
В общем-то, логика выбора Президента Зеленского достаточно понятна. Он три месяца искал сильного и опытного кандидата на пост вице-премьера по экономике. Но безуспешно. Кто-то ему не подошел, кто-то сам отказался. А Саакашвили очень подходил на роль локомотива реформ (с учетом успешного опыта его реформ в Грузии) и тарана в осуществлении быстрых и решительных действий. Условно говоря, Зеленскому нужен был новый «Богдан» (как энерджайзер и катализатор) для организации турбо-режима в правительстве. Также отмечу, что по своей «биомоторике» Саакашвили очень подходит Зеленскому. Оба – сторонники быстрых и решительных действий. Президент Зеленский не хочет ждать. К тому же очень похоже, что его все сильнее начинает беспокоить пассивность и безынициативность Кабмина Д. Шмыгаля. А Президент мечтает, как он сам сказал, об «идеальном правительстве», и продолжает искать гипер-эффективного исполнителя по решению экономических проблем. Именно поэтому и появилась инициатива по выдвижению М. Саакашвили на пост вице-премьера.

Почему это назначение не состоялось? Что бы ни говорил Д. Арахамия (что голоса за назначение М. Саакашвили есть), на самом деле гарантированного большинства голосов в парламенте за назначение М. Саакашвили в состав правительства так и не сформировалось. Оказалось, что даже во фракции «Слуга народа» немалое число депутатов (более трети) очень прохладно, а то и резко критично отнеслись к этой инициативе. И не только депутаты, связанные с И. Коломойским или А. Аваковым, но и парламентарии, абсолютно лояльные Президенту Зеленскому. Провал кандидатуры М. Саакашвили в парламенте вызвал бы негативные имиджевые последствия и для Президента Зеленского, и для фракции «Слуга народа», и для дальнейших отношений между Зеленским и Саакашвили. Поэтому, скорее всего, в Офисе Президента Украины решили не рисковать.

Почему даже депутаты, преданные Президенту Зеленскому, с недоверием отнеслись к кандидатуре М. Саакашвили? Очевидно, что главная причина заключается в очень неоднозначном опыте работы Саакашвили в Украине в 2015-2017 гг. И проблема не столько в том, что у экс-президента Грузии не получилось с историей успеха в Одессе, сколько в том, что он достаточно быстро вошел в острый конфликт сначала с премьер-министром А. Яценюком и министром внутренних дел А. Аваковым, а затем и с тогдашним президентом П. Порошенко. Вероятность повторения подобного конфликта, теперь уже внутри правительства Д. Шмыгаля, а потенциально и с Президентом Зеленским, также существовала. М. Саакашвили, правда, заявлял, что он вынес уроки из той ситуации, и не будет ни с кем конфликтовать, что он очень хорошо относится к Владимиру Зеленскому. Но риски были достаточно очевидны, учитывая взрывной южной темперамент М. Саакашвили и его гипер-амбиции. Учитывал ли подобные риски Президент Зеленский? Уверен, что он был о них информирован и принимал их во внимание. Но Владимир Зеленский не боится рисковать, что уже неоднократно доказывал. Готов он был рискнуть и в случае с Саакашвили. Но, как оказалось, Президент Зеленский не захотел рисковать с провалом кандидатуры Саакашвили. Поэтому сейчас ищут компромиссный вариант – высокий статус для М. Саакашвили, позволяющий ему влиять на правительственную политику, но без утверждения его кандидатуры в парламенте. Как разрешится интрига с возможным возвращением М. Саакашвили в украинскую власть мы узнаем уже в мае. Но тогда возникнет новая интрига – а чем завершится его новая активизация в украинской политике?», – завершает политолог.

«Вечерние Вести»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Exit mobile version