Разразившийся после открытия рынка газа для населения долговой кризис, наконец, может быть разрешен. Бескомпромиссный и решительный Нафтогаз, который в последние недели подвергся жесткому давлению со стороны практически всех участников рынка, задолжавших монополисту в результате задействования хитроумных схем более 100 млрд грн, наконец, дрогнул и предложил компромисс, который был озвучен на форуме Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) 4 сентября.
Об этом пишет издание UBR.
Правда, если инициатива НАК будет реализована, прогнозируют эксперты, то правительству придется попрощаться с МВФ и прочими донорами, а тарифы на ЖКХ пойдут вверх.
При наиболее неблагоприятном развитии событий украинцы вновь «окунутся» в 90-е годы, когда цены не поспевали за зарплатами, а гривна начнет пробивать дно за дном. Коммунальщики считают, что лучше погасить долговой кризис премиями и бонусами топ-менеджеров НАКа.
Долговой кризис
На форуме Комитета по энергетике ЕБА «Кризисная ситуация с долгами на рынке природного газа – экономический аспект решения», в котором приняли участие представители Нафтогаза, Оператора ГТС, ТКЭ, операторов ГРМ и комитета Рады по ЖКХ, были рассмотрены варианты выхода из жесткого долгового кризиса, от которого рынок лихорадит уже месяц, проявлением чего стали аресты счетов предприятий ТКЭ, заговоривших об угрозе срыва отопительного сезона.
Действительно, развитие долгового кризиса может привести к тому, что пока еще единичные случаи могут смениться масштабными отключениями, ведь только предприятия ТКЭ задолжали Нафтогазу 45 млрд грн, а всего рынок должен 114 млрд грн. Но самая главная проблема заключается в том, что эти гигантские долги невозможно оплатить в принципе.
И предприятия ТКЭ, и операторы ГРМ не являются в классическом виде субъектами коммерческой деятельности – они поставляют тепло или предоставляют услуги не по конкурентным ценам, а по тарифам, которые устанавливает НКРЭКУ, в них выплаты по этому долгу не заложены. Кроме того, уточняют эксперты, само наличие крупных долгов стало не только проблемой рынка, но и несет угрозу инфраструктуре.
«Долги – это плохо. Компании не могут привлекать инвестиции, им никто не даст денег. Потому инфраструктура газа деградирует, и все это может взорваться», – прокомментировал президент инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак.
Кассовый разрыв
Тепловики рассказали о некоторых факторах, которые привели к созданию долговой пирамиды, которая затрещала по швам из-за отмены ПСО на рынке газа и неизбежной последующей отмены ее на рынке теплоэнергетики.
По словам директора «Черкассытеплокоммунэнерго» Павла Карася, предприятие, которое он возглавляет, платит добросовестно за газ, но, тем не менее, оно за несколько лет все равно накопило долг в 60 млн грн. Он объяснил это тем, что в то время, как Нафтогаз повышает цены сразу, на процесс изменения тарифа для населения уходит согласно процедурам НКРЭКУ три месяца, и в этот период потребители продолжают рассчитываться за услуги из расчета прежней цены на газ.
Другими словами, в эти три месяца предприятия ТКЭ поставляют тепло и горячую воду себе в убыток, ведь газ покупается по факту дороже, чем планировалось. Вследствие такого кассового разрыва возникает долг, погасить который ТКЭ не может в принципе, так как продает согласно тарифам, и такие суммы не имеют источников погашения.
Списание
Еще один фактор роста долгов на рынке – так называемые небалансы, о которых рассказал на форуме первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам ЖКХ и энергетики Алексей Кучеренко. Такие долги формируются по вине самого Нафтогаза, который загонял своих должников в еще большие долги, начисляя за просрочку в оплатах космические штрафы и пени, в результате которых «на бумаге» долг вырастал в разы.
Зато, уточнил Кучеренко, это позволило топ-менеджменту компании записать подобные долги в активы НАК Нафтогазу и начислять премии и бонусы членам правления и наблюдательному совету, чьи иностранные представители ничего не сделали, чтобы не допустить роста всей этой пирамиды фиктивных долгов.
Большая часть присутствующих высказала поддержку законопроекту 3800-1, авторами которого являются Кучеренко и глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. Проект закона предлагает списать долги, ставшие итогом штрафов, пеней и различных манипуляций и нарушений, и реструктуризировать те, которые признаются всеми сторонами. Подобный метод, уточнил Кучеренко, уже опробован на рынке электроэнергии, где показал свою эффективность.
Заплатит налогоплательщик
Нафтогаз в последние недели подвергся критике со стороны тепловиков за всю ту долговую пирамиду, которая выстраивалась годами. Поэтому к форуму ЕБА компания подготовилась и вынесла свое предложение, которое должно, по ее мнению, устроить всех – за все фиктивные долги, которые не имеют источников погашения, заплатит государство.
Деньги будут проведены, уточнила директор по взаимодействию с органами государственной власти НАК Алена Осмоловская, по всем участникам рынка до Нафтогаза, который уплатит с них налоги, таким образом, деньги вернутся в госбюджет. При этом, акцентируют в Нафтогазе, вся операция будет проведена виртуально – деньги по факту даже не покинут Госказначейства, перемещаясь со счета на счет.
Коммунальщики против
Киевские коммунальные власти отмечают, что нечестные условия работы тепловикам навязывались насильно, а цены на газ всегда завышались, и за это не должны сейчас уплачивать налогоплательщики.
«Инициатива плохая. Почему плохую некачественную работу менеджмента НАК Нефтегаз должны оплачивать из бюджета? Они раздали газ по завышенным ценам ТКЭ без оплаты, подписав заранее невыгодные условия, а теперь мы должны все его оплачивать? Пусть из премий и зарплат его погашают», – прокомментировал советник заместителя главы КГГА Олег Попенко.
Подобное решение будет иметь временный эффект, продолжает чиновник, так как не убирают их причину, и долги в дальнейшем все равно продолжат расти. «Я за то, чтобы все стороны разобрались с долгами, настоящими и мнимыми, и начали работать в юридической плоскости, а не просить деньги из бюджета», – считает Попенко.
Тарифы вырастут
По словам экономического эксперта Юрия Гаврилечко, никаких долгов по факту нет, ведь речь идет не о реальной задолженности за газ или услугу, а о штрафных санкциях, которые по сути являются фиктивными долгами. Причем и штрафы возникли из-за того, что государство опаздывало с выделением субсидий.
«Я считаю, что штрафы нужно однозначно убирать из этой системы, потому что возникли они на 99% по вине государства, которое в свое время не выполнило свои обязательства по субсидиям. А также потому, что Нафтогаз продает газ по фантастически завышенным ценам, получая 400% прибыли», — говорит Гаврилечко.
А подобная «прогонка» виртуальных денег по долговой пирамиде, считает эксперт, устроит только Нафтогаз, но будет иметь негативные последствия для всей страны.
«На самом деле такое решение никого не удовлетворит, кроме Нафтогаза. Потому что таким образом, когда через Единый казначейский счет проходят виртуальные деньги, создается «дутый» ВВП. Нафтогаз получает дополнительную прибыль, которую он должен будет покрывать в госбюджет живыми деньгами, что приведет к последующему росту тарифов, ведь по факту этих денег нет и быть не может», – акцентирует Гаврилечко.
После такой «прогонки» государство получает назад лишь часть средств в виде налогов, а разница остается в Нафтогазе с дополнительным бюджетным дефицитом. А это неизбежно приведет к конфликту с Международным валютным фондом (МВФ), который старательно следит, чтобы этот дефицит не рос.
«Это рост инфляции, дополнительные займы на покрытие бюджетного дефицита, дополнительные проблемы с внешними донорами, у которых внезапно появляются изменения в наших финансовых показателях по сравнению с согласованными. А это значит, что очередной транш МВФ мы не получаем, а он нам необходим, чтобы перекрывать предыдущие взятые ресурсы. Следовательно, их нужно взять в другом месте, а это значит, что по более высокой ставке увеличивается расходы государственного долга и обслуживание на его расходы», — считает Гаврилечко.
Эксперт считает, что подобная схема, которая по его мнению носит криминальный характер, уже была использована несколько лет назад, после победы Нафтогаза в Стокгольмском арбитраже, когда без каких-либо реальных поступлений от Газпрома вследствие арбитража топ-менеджеры Нафтогаза выписали себе, тем не менее, реальные премии за «доход» на бумаге.
Инфляция 90-х
Однако возможен и более худший вариант, если для этой операции придется запускать печатный станок, как это уже было в 90-е годы, когда власти тоже пожелали «осчастливить» всех, а в итоге вся страна заплатила кризисом и нищетой.
«Если государство пойдет на эмиссию средств, чтобы закрывать долги, то вполне может быть повторение 90-х годов, когда вначале подняли зарплату учителям, потом медикам, потом чиновникам, а потом начали поднимать всем и постоянно. Мы понимаем, что в 90-е годы была беда, рост цен на все. Потому что «разумные» люди тогда считали, что можно станком Национального банка решить этот вопрос. Вопрос не решился, ситуация стала хуже», — считает Козак.
Когда много денег, объясняет эксперт, они обесцениваются, что приводит к инфляции и росту цен. А следующим шагом будет их обесценивание по отношению к иностранной валюте. «Когда гривен, купонов, карбованцев много, а долларов не так много, то начинается девальвация», — резюмирует эксперт.