«Так ли критично, на сколько выросли цены, если у людей нет денег и работы?
1 февраля 2020 года в Украине стартовала программа для малого бизнеса «Доступные кредиты 5-7-9%». Правительство ожидало, что данной программой в 2020 году воспользуется около 50 тысяч заемщиков, что приведет к созданию 90 тысяч новых рабочих мест», – об этом на своей страничке в Фейсбуке пишет экономический эксперт Виктор Скаршевский.
«Прошло почти 3 месяца действия программы и что мы видим на выходе?
По данным Министерства финансов, на 24 апреля 2020 года выдано 369 кредитов на сумму 232 млн грн. То есть программой за три месяца сумело воспользоваться лишь 369 заемщиков из планируемых правительством 50 тыс., или всего 0,7%. По количеству новых рабочих мест отчетности нет, но можно оценить, что в лучшем случае было создано порядка 600-700 рабочих мест или тех же 0,7% от планируемых 90 тыс.
Если внедрение программы будет и дальше развиваться такими темпами, то льготные кредиты получат порядка 1,5 тыс. заемщиков, и в целом будет создано порядка 2,5 тыс. новых рабочих мест.
Мизерность количества 2,5 тыс. новых рабочих мест очевидна, если сравнить его с количеством вернувшихся в Украину заробитчан. Напомню, что изначально программа предназначалась для возврата и трудоустройства заробитчан в Украину под рабочим названием «Возвращайся и оставайся». Благодаря карантину они действительно возвратились и остались, но без работы.
К сожалению, одними громкими названиями программ особо много новых рабочих мест не создашь.
Тем временем безработица, на мой взгляд, становится проблемой №1 для Украины. Такие вещи как инфляция и девальвация отходят на второй план. Ведь какая разница, на сколько выросли цены, если у людей нет денег и работы?
Чтобы спасти ситуацию, нужно принять ряд срочных, но несложных мер:
1. Снять тотальный карантин
Это, прежде всего, поможет спасти тот самый малый бизнес. Если карантин продлится до июня или дольше, это будет очень болезненно для малого и мелкого бизнеса. Мы потеряем очень миллионы рабочих мест, также резко усилится и так высокое социальное напряжение.
2. Переориентировать госзакупки на украинские товары
Ежегодно на госзакупки предусматривается около 700 млрд грн. Очень большая часть из них уходит на иностранцев. Мы покупаем бу французские вертолеты, французские катера, американские тепловозы, польские трамваи – я перечислил минимум того, что может и должно производиться в Украине. Это уже даст толчок и это сочень простой шаг, потому что не нужно привлекать каких-то дополнительных инвестиций. Ресурс в 700 млрд грн уже есть, просто им необходимо распорядится в пользу украинской экономики, а не в поддержку иностранной промышленности.
3. Предоставлять долгосрочные и недорогие кредитные ресурсы на реализацию длинных инвестиционных проектов, прежде всего инфраструктурных
Правительство анонсировало большую программу строительства дорог на 80 млрд грн в год. Это хорошо: каждое рабочее место в дорожной отрасли может создать несколько дополнительных в смежных отраслях. Но! К сожалению, в Украине это не работает, поскольку мы, опять же, очень много импортируем. При строительстве дорог у нас импортная техника, импортный битум и даже зачастую «импортные» подрядчики.
Поэтому здесь тоже очень важен пересмотр госзакупок в интересах, прежде всего, украинских производителей. Если в Украине что-то не производится, необходимо предъявлять требования по локализации.
Подытоживая, отмечу, на экономику нужно смотреть в целом. Украина, к сожалению, становится все более аграрной, сырьевой страной. В такой структуре экономики по определению не может создаваться много рабочих мест, тем более высокооплачиваемых. Из-за этого у нас такой большой отток рабочей силы, трудовая миграция, миллионы заробитчан.
Поэтому и программа 5-7-9% не работает, ведь малый бизнес предоставляет услуги и товары тем людям, которые их уже где-то заработали деньги. А зарабатывают они их преимущественно в реальном секторе экономики: это промышленность, переработка.
Необходимо создавать условия для развития промышленности, прежде всего, экспортно-ориентированной. А это подразумевает наличие у правительства экономической стратегии и целевых программ для ее реализации, которые, к сожалению, на данный момент отсутствуют», – завершает эксперт.