«О дефолте. Мы наблюдаем всплеск дискуссии на эту тему. И что интересно. В публичном пространстве мало кто говорит: давайте объявим дефолт. Зато масса предостережений – ни в коем случае нельзя объявлять дефолт, это приведет к фатальным последствиям. А значит, тема все-таки обсуждается, в том числе в руководстве страны, но в закрытом режиме. И понятно, почему обсуждается – денег в бюджете нет. И надо выбирать – либо исправно платить по внешним долгам и перезанимать, чтобы выплачивать эти долги, либо направить имеющиеся скудные ресурсы на борьбу с эпидемией, антикризисные социальные выплаты и помощь бизнесу», – об этом на своей страничке в Фейсбуке пишет политолог Владимир Фесенко.
«Сразу оговорюсь, было бы действительно глупо объявлять дефолт в одностороннем порядке, спонтанно, без консультаций с кредиторами. В этом случае последствия были бы действительно крайне негативными. Но речь идет о форс-мажорной и беспрецедентной ситуации. Если во многих странах мира в качестве антикризисных мер приостанавливают выплаты по кредитам, ипотеке, то почему нельзя это сделать в глобальном масштабе? Надо обсуждать эту тему и с МВФ и с Мировым банком. И лучше коллективно, совместно с другими странами, имеющими подобные проблемы. Речь должна идти не о дефолте, а о временной приостановке (на период кризиса) внешних долговых выплат, о реструктуризации этих выплат. Это сейчас абсолютно целесообразно. Ограниченные бюджетные ресурсы надо тратить на антикризисные цели, а не на поддержку финансовых спекулянтов.
И напоследок о тех, кто выступает в роли резких критиков «дефолта». Самая многочисленная их группа – это представители классических либеральных взглядов. Они мыслят заученными схемами, и вряд ли хотят мыслить нестандартно. А сейчас требуется именно незашоренное, нестандартное мышление. Именно такие подходы требуются в кризисных ситуациях. Именно так в свое время появилось кейнсианство. Да и в успешных азиатских странах также действовали нестандартно. Вторая группа «критиков «дефолта», по моим подозрениям, – это заинтересованные лица (держатели долговых ценных бумаг) и их лоббисты. Они борются за свой шкурный интерес, который в настоящее время кардинально противоречит нашим национальным интересам. И это также надо учитывать в дискуссии о так называемом «дефолте», – завершает политолог.