Ещё месяц назад НБУ и правительство доказывали, что гривне больше доверяют и потому она укрепляется. А сейчас курс просел уже почти на 2 грн. Доверие вдруг исчезло или что?
Об этом на своей странице в Фейсбук написал финансовый эксперт Павел Вернивский.
Так что происходит с курсом? Глобально ничего не изменилось. Это стандартная ситуация на низколиквидном рынке.
Чтобы не углубляться в теорию, то расскажу случай из своей практики. В одно время я занимался продажами фьючерсов грн/дол. Да, был у нас такой инструмент. С помощью этих фьючерсов можно было хеджировать валютные риски.
Как это происходит? Допустим сегодня курс 25 грн за доллар. Если экспортёр продаст 1 млн дол сегодня, то он получит 25 млн грн. А по какому курсу он продаст через месяц? Если курс дол упадёт до 23, то он уже заработает 23 млн или на 2 млн меньше.
Чтобы застраховать (захеджировать) себя от возможного убытка в 2 млн грн, то он продаёт фьючерс по 25. Если курс падает до 23, то он по фьючерсу получает прибыль в 2 млн грн. Да, он потеряет по основному контракту 2 млн, но покроет свои убытки за счёт фьючерсов. В этом суть хеджа.
И вот этот фьючерс я предлагал предприятиям. Однако мне всегда отвечали: Паша, инструмент классный, но какая на рынке ликвидность?
Я: 50 тыс дол в день
Бизнес: А если мне нужно захеджировать 1 млн дол?
Я: Мы его будем покупать месяц.
Б: Это не интересно. Появится ликвидность – тогда и приходите.
Почему бизнес так отвечал? Когда на рынке ликвидность 50 тыс, то это значит, что кто-продал на 25 тыс и кто-то купил на 25 тыс. Если бизнес хочет продать 1 млн, то он просто не найдёт покупателя. И ему остаётся либо ждать. Либо продавать ниже рыночной цены, себе в убыток. И тогда смысл хеджа теряется.
Примерно то же самое происходит на валютном рынке. Низкая ликвидность значит, что на рынке мало продавцов и покупателей. А значит, что если кому-то горит и у него крупный объём валюты, то он просто не купит и не продаст по текущему курсу. И это приведёт к резкому скачку цены. Что по большому счету мы и наблюдаем сейчас.
Когда НБУ говорит, что укрепление это рост доверия к рынку, то он либо врет, либо ошибается. Это говорит только о том, что на рынке больше продавцов валюты и на низколиквидном рынке они просто делают погоду.
Проблема в том, что эта ситуация может резко измениться в обратную сторону. Продавцов не будет, а появятся покупатели. Как сейчас. И курс резко рванет в другую сторону. Сегодняшний курс не говорит о фундаментальных изменениях. Это просто тревожный звонок и ситуация далеко не такая радужная как нам рисуют.
Я у себя на странице много пишу про экспорт. Так вот, чтобы на рынке появилась стабильная ликвидность, чтобы не было таких скачков и рисков связанных с такими скачками, стране нужно развивать экспорт. С экспортом будет расти импорт. Чем больше будет экспортеров и импортёров, тем больше будет на рынке ликвидности.