Site icon Вечерние Вести

Эксперт: Государству необходимо разработать четкий и прозрачный алгоритм взаимодействия с инвестором

В 2020-м правительство планирует активировать новую волну большой и малой приватизации. Ожидается привлечение 13 млрд. грн. которые в пропорции 50/50 распределятся между так называемой большой и малой приватизацией.

Об этом на своей странице в “Фейсбук” написал финансовый эксперт Алексей Кущ. 

Все последние годы статья приватизационных доходов в структуре госбюджета выполняла роль «фигового листка» для закрытия планового дефицита и составления красивых отчетов перед МВФ. Если в структуре доходов не хватало нескольких десятков миллиардов долларов, минфин смело «рисовал» доходы от приватизации в размере 17-21 млрд. грн., прекрасно зная, что не получит даже десятую часть. В 2020-м вновь заявлена высокая планка поступлений от продажи объектов государственной собственности. Если углубится в историю, то Украине лишь два раза удавалось привлекать от приватизации более 10 млрд. грн. – это было в 2005-м году за счет Криворожстали и в 2011-м году – с помощью продажи Укртелекома. Нынешняя сырьевая модель экономического развития – уже давно по факту банкрот. Новая модель может возникнуть лишь в парадигме поиска дополнительной эффективности, а для этого нужны инвестиции. ПИИ – это универсальный маркер успешности экономики, а приватизацию также необходимо рассматривать в контексте привлекательности наших объектов для иностранных инвесторов. Приватизировать необходимо лишь подготовленные объекты, на которые есть инвестиционных спрос, то есть продажа которых может быть проведена за справедливую цену. Флагманом приватизации должен стать Одесский припортовый завод. Продажу данного объекта необходимо «упаковать» в единый пакет со строительством газового терминала по приемке СПГ, то есть теоретически такой инвестиционный проект будет интересен Катару и Турции, если дать им возможность создать на базе ОПЗ и нового газового терминала свою вертикально-интегрированную химическую компанию с доступом на украинский аграрный рынок. Еще одним флагманом наверняка станет приватизация «Центрэнерго» (Трипольская, Змеевская и Углегорская ТЭС, государству принадлежит 78,3% акций). Какова будет цена продажи, пока сказать сложно, но если оценивать по показателю прибыли EBITDA, то это должно быть не менее 10 млрд. грн. (прибыль компании при адекватной тарифной политике может составить более 2 млрд. грн. в год). Вишенка на торте будущих аукционов – продажа Турбоатома (компания с 0,5-1 млрд грн прибыли в квартал при условиях оптимальной загрузки может вызвать потенциальный интерес у инвесторов) и Сумыхимпром. В случае с указанными предприятиями, на первое место выходит не так цена продажи, как пакет инвестиционных обязательств по развитию производства и портфелю инвестиций.
Любые масштабные приватизационные проекты в Украине возможны лишь в двух форматах: либо это олигархическая приватизация, либо разгосударствление с привлечением международных системных инвесторов. Первый формат уже невозможен, второй – пока недоступен. Ведь для поиска инвесторов нужны не только качественные объекты и презентации инвестиционных советников, нанятых государством для роуд-шоу, а прежде всего защита титулов собственности (в том числе и судах), и долгосрочные (а не личные) гарантии, включая компенсацию государством стоимости утраченного инвестиционного актива. В этом контексте, возможная «национализация» Укртелекома, «наезды» на Криворожсталь со стороны силовых органов и фискалов, операционный блек-аут «табачки», в ближайшее время могут поставить «крест» не только на инвестиционных планах правительства, но и на движении ПИИ в частный сектор экономики.
«Национализация» того же Укртелекома вызовет необходимость его повторной приватизации, вот только получить прежние 10,575 млрд. грн. уже не удастся. По методу дисконтированных финансовых потоков продажная цена компании может составить 53 млн. дол. или 1,325 млрд. грн., что в 8 раз меньше первоначальной цены приватизации. А по методу капитализации активов, за минусом балансового «балласта» – 2,5 млрд. грн или эквивалент 100 млн. долл. В любом случае – это в 4-8 раз меньше первоначальной цены.
В свое время украинский ученый-экономист Александр Пасхавер отметил: «реприватизация (или точнее – деприватизация) уместна лишь в том случае, если собственник нарушил закон. В противном случае – это ограбление собственника». Государству необходимо разработать четкий и прозрачный алгоритм взаимодействия с инвестором, в том числе и в контексте выполнения инвестиционных обязательств. Но на платформе неприкосновенности частной собственности. Лишь в таком случае Украина может повторить рекорды прошлых лет: более 10 млрд. дол. в год ПИИ и десятки миллиардов гривен, полученных от продажи объектов государственной собственности системным инвесторам. В противном случае придется дисконтировать свои активы практически до нуля….

 

Вечерние Вести

Exit mobile version