У меня есть пай. Да, действительно у меня есть пай – 2 га земли. Достался в наследство. Чтобы вам было понятно, что такое пай, то это небольшой клочок земли в открытом поле. Он может быть как с краю поля, возле дороги. Большая часть таких участков не имеет доступа к дороге и находится по середине поля. И разделяются эти участки только линией на бумажной карте. На самом же поле такого разделения нет. Без разметок и границ, уже молчу про дорогу, что даже не сразу понятно где твой пай.
Об этом на своей странице в Фейсбук написал финансовый эксперт Павел Вернивский.
Теперь смотрите. Могу ли я сам обрабатывать свой участок, если у меня к нему нет физического доступа? Вот например, все участки вокруг моего засеяны пшеницей. Каким образом я могу попасть на свой участок? Только вертолётом. Я конечно могу внаглую проделать дорогу по участкам других пайщиков, но это путь к конфликту. И я вам хочу сказать, что несмотря на то, что у каждого есть свой пай, но не у каждого есть физическая возможность его обрабатывать, так как нет к нему доступа.
Идём дальше. Запустили рынок. Кто-то продал, а кто-то нет. Допустим, цена низкая и я не хочу продавать. Но мой участок в середине поля. Может ли покупатель заставить меня принудительно это сделать по предлагаемой им цене? Теоретически да. Он просто закроет мне доступ на мой участок. Его никто не будет трогать и он будет медленно зарастать травой, медленно теряя в цене. Продать кому-то третьему я не смогу, так как никому не нужен закрытый со всех сторон участок. И я по сути буду зависеть от одного крупного покупателя, который будет диктовать цены.
Знаете, когда запускался рынок земли в Польше, то была создана целая программа развития. Были сделаны инвестиции для обеспечения адекватной сельскохозяйственной инфраструктуры, включая улучшение дорог, телекоммуникаций, водоснабжения, жилья и удобств. Особое внимание уделялось созданию развитой, конкурентоспособной сети поставщиков материалов и оборудования, необходимых для современного сельскохозяйственного производства. Так же необходимы коммерческие фирмы для закупки сельскохозяйственной продукции и обеспечения транспортных и складских помещений. И здесь тоже уделялось внимание, чтобы эти цены были рыночными. Так же инвестиции осуществлялись в расширение и модернизация пищевой промышленности необходимы для укрепления и стабилизации спроса на сельскохозяйственную продукцию. Что из этого всего создаётся у нас?
Помимо этого, создавались финансовые программы помощи фермерам. Также я считаю, что сейчас банковская система мало кредитует. Станет ли она кредитовать фермера? По каким ставкам? Под залог чего? На какой срок? Милованов сказал, что будет компенсироваться ставка, только я слабо в это верю. Так как не понимаю, каким образом правительство будет стимулировать банки кредитовать фермеров. Откровенно говоря, сомневаюсь сильно в этом. Здесь я размышляю с позиции простого собственника. И например понимаю, что данные вопросы нужно решать сейчас, а не после запуска рынка.