ВСЕ НОВОСТИ

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«     Сентябрь 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
           
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
           

Евангелие от кино

  293   0 12.04.2012, 15:40 | Статьи, Культура
Евангелие от кино Человечество всегда стремилось к визуализации, то есть к оживлению чего-то, своего рода материальному воплощению.

Мы хотим увидеть то, чего не существует, что происходило на белом свете до нас. Соблазн понаблюдать за тем, что будет после нас, не менее велик...

Первобытный мужчина, вожак племени, возвратившись с охоты ни с чем и отогревшись у костра, рисовал углем на стене пещеры забитого мамонта. Племя смотрело на эти художества, и все понимали: вожак картин на ветер не бросает, он сознает важность успешной охоты и дает понять, чего намерен достичь завтра. Со временем человечество изобрело себе множество технических уловок, способных украсить бренное существование. Кинематограф — всего лишь одна из них, и только это искусство в состоянии компенсировать нам недостаток знаний, информации, опыта. Мы понимаем, что интересный исторический материал можно почерпнуть из толстенной книги. А можно просто нажать кнопку Play на вашем DVD…

Иисус Христос. Персона, известная всем, — таинственная. Мы легко цитируем его слова, мы представляем себе, как он выглядел, но не уверены, существовал ли Богочеловек на самом деле. Одни слепо верят в Иисуса, другие называют его мифом. Главное, чтобы при этом все оставались спокойными и не подрались друг с другом. Отсюда первая особенность темы «Христос и кино». С религией в искусствах всегда поступали осторожно, дабы не задеть чувств верующих. Умный и трезвый поэт, писатель, художник или кинорежиссер возьмется за это, только лишь тщательно взвесив все, что хочет сказать, и заранее соизмерив сказанное с тем, что думают по этому поводу потенциальные читатели, зрители.

Экранизировать библейские сюжеты в кино начали на заре кинематографа — в 1898 году. Первые режиссеры поняли, что, показав на экране Иисуса Христа, они дадут зрителю качественно новый материал, до этого существовавший только на картинах, иконах, фресках. Луи Люмьер, поэкспериментировав с прибытием поезда и поливочным шлангом, недолго думая, взялся снимать «Жизнь и страдания Иисуса Христа». История не сохранила для нас подробностей премьеры этой киноленты и реакции зрителей, но почин состоялся — это главное.

Позже режиссеры разных стран просто набросились на Библию как источник сюжетов для своих фильмов. Италия, США, а больше всех Франция. До революционного для кино 1916 года зрители могли посмотреть 15 тематических картин. Но будь их даже втрое больше, все они разом меркнут перед шедевром раннего кинематографа — «Нетерпимостью» Дэвида Гриффита (1916).

Этот американец впервые снял не простой фильм с линейной фабулой, а слоеный сюжетный пирог. Гриффит воплотил четыре темы, четыре эпохи, четыре драмы. Места и время действия: Вавилон — история царя Валтасара, древняя Иудея — религиозная нетерпимость фарисеев, отправивших Христа на крест, Франция — ночь св. Варфоломея и начало XX века — судьба несправедливо обвиненного человека. Распятие на Голгофе — стержень картины Гриффита. Это символ жертвенности Иисуса, а значит, избавления людей от страданий и прощения им жестокости, нетерпимости друг к другу. Эти кинокадры зрители смотрели со слезами на глазах и благодарностью в сердце. «Нетерпимость» — первая правдоподобная и реально драматичная экранизация страстей Христовых. Но фильм, который сделал Гриффита великим, провалился в прокате.

Со временем американцы додумались объединить исторические киноленты и библейские сюжеты в отдельный жанр — пеплум (гибрид слов «меч» и «сандалии»). Расцвет пеплума пришелся на 50-е годы прошлого века. Наиболее известные картины: «Камо грядеши» (1951), «Десять заповедей» (1956), «Бен-Гур» (1959), «Варавва» (1961). Жизнь Христа исследовали режиссеры мирового класса: Марвин Лерой, Сесил Б. Демилль, Уильям Уайлер, а роль Богочеловека исполнили Чарлтон Хестон, Макс фон Сюдов и снова Хестон. Все эти работы интересны, но они — программные, своего рода энциклопедические. В них богато, ярко, красочно и близко к оригиналу показаны события и люди, описанные в Библии или литературных произведениях, основанных на Библии. В свое время обилие этих масштабных, дорогостоящих фильмов чуть не погубило Голливуд, но пришли новые люди, которые подняли тему на новый уровень.

Разбудили этих новых людей громкие арии мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда» 1970 года. Композитор — Эндрю Ллойд Уэббер, автор либретто — Тим Райс. Мощный голос Иисуса (Ян Гиллан) сразу всем доказал: на эту тему можно не только говорить, но и петь, особенно если музыка божественная. Мюзикл исполнили на Бродвее, а спустя три года его экранизировал Норманн Джуисон. Так было положено начало свободной, в разумных пределах, трактовки библейских сюжетов.

Все в кино было тихо до 1988 года, когда на экраны кинотеатров США вышел фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Волна критики накрыла каждого, кто имел отношение к производству картины. Католика Скорсезе словесно распинали и предавали анафеме. Но если разобраться трезво и объективно, никаких устоев Мартин не разрушил и ни над чем не глумился. Режиссер просто предложил нам порассуждать на тему: а что было бы, если бы случилось, например, это.

Перед нами 20-минутное видение, посетившее распятого на кресте Иисуса Христа (Уиллем Дэфо). Этот эпизод венчает фильм, если не все творчество Скорсезе. Крайне редко бывает, что смотришь кино не как наблюдатель, а как непосредственный участник событий. Иисусу грезится, что он избежал казни, женился на Марии Магдалине, у них дети. Он стареет. И вот у ложа умирающего естественной смертью Христа появляется Иуда (Харви Кейтель), который обвиняет Учителя, что тот выбрал мирскую жизнь, а не участь Мессии. Но какие упреки бросает Иуда! В этот момент у зрителя мурашки бегут по спине, и волосы становятся дыбом. За словами Кейтеля-Иуды стоит Истина — единственно возможная Правда, Суть и Предназначение Христа. Подобных моментов в мировом кинематографе единицы. Скорсезе и съемочной группе невероятными усилиями удалось достичь совершенства. «Страсти Христовы», 2004 год, режиссер Мел Гибсон. Фильм у австралийца получился правдивым, но чересчур натуралистичным. Содержание близко к тексту Библии, однако картинка — не для людей со слабыми нервами.

И на этом по теме все. Остается разве что упомянуть Сержа Безрукова в образе Иешуа Га-Ноцри, прототипа Христа, из «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко. Именно так и нужно играть Христа в XXI веке! Поверхностно глубоко, естественно безобразно, не напрягаясь, но с титаническими усилиями.

Андрей Орестов
"Вечерние Вести"
Погода;, Новости;, загрузка...
Погода, Новости, загрузка...
Погода, Новости, загрузка...

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Сентябрь 2018 (788)
Август 2018 (952)
Июль 2018 (1015)
Июнь 2018 (1010)
Май 2018 (1065)
Апрель 2018 (1024)

ФОТОАРХИВ

«     Декабрь 2014    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   
беспроводной интернет киев и область wimax интернет в киеве и областиРадио интернет в киеве и области заказать
preMax интернет в киеве и области заказать
Интернет на дачу#/a# в киеве и области