
На этой неделе состоится премьера "Поводыря" в Украине. «ВВ» пообщалась с актерами, которые снимались в фильме
Оскаровским киноакадемикам презентовали фильм известного украинского режиссера Олеся Санина «Поводырь», который претендует на золотую статуэтку как «лучший иноязычный фильм». В этой категории право голоса имеют 300 членов киноакадемии, чьи имена держатся в секрете. Они должны за 64 дня посмотреть представленные к выдвижению на «Оскар» фильмы из 83 стран. Так что уже в середине декабря мы узнаем, войдет ли «Поводырь» в шорт-лист. На этой неделе состоится премьера фильма в Украине. «ВВ» пообщалась с актерами, которые снимались в нем.
- Джамала, это ваша первая роль в кино. Не было ли страшно среди профессиональных актеров?
- Наоборот, это так поддерживало и вселяло уверенность. Я была спокойна, потому что знала, что они смогут помочь мне, подсказать, дать совет. Я им полностью доверяла.
Кино - это погружение в другой мир. Актер должен очеловечить своего персонажа, сделать его образ убедительным. Режиссер мне сразу сказал: то, что ты певица, - это, конечно, преимущество, мне важно, чтобы в кадре актриса пела, а не имитировала пение, но Ольга поет всего в одном эпизоде, так что ты меня интересуешь в первую очередь как драматическая актриса.
- Какая она, ваша героиня?
- Ольга меня многому научила. Она была смелой, жесткой, резкой, высокомерной. Это была защитная реакция: если бы она была легкомысленной, то очень быстро опустилась бы, ведь богемная жизнь и обстоятельства этому способствовали. Чтобы настроить меня на нужный лад, Санин говорил: все, ты царица Тамара, заходишь на площадку и надеваешь корону. Это сильно помогало. Да и в жизни я тоже стала смелее.
Я долго готовилась к съемкам, пересмотрела много фильмов 1930-х годов, пыталась понять: это были другие женщины или они такие же, только с другими прическами? У меня был опыт работы в оперном театре - я играла Виолетту в «Травиате», Керубино в «Свадьбе Фигаро», Зибеля в «Фаусте», снималась в клипах, но там тебе всегда помогает музыка, она задает настроение. В кино очень сложно создать образ реального человека, которого хочется обнять, если он плачет. Когда я поняла, что эти герои были абсолютно такими же, как мы, и что мне не нужно придумывать театральный или литературный персонаж - это я, но только в 1932 году, тогда роль моментально склеилась. Я перестала изображать и начала быть.
- Самая сложная сцена для вас в фильме?
- Перед выступлением, находясь в гримерке, Ольга узнает, что ее жених погиб. Она себя уродует, размазывая по лицу советский грим - это был способ за считанные минуты показать, что происходит с ее жизнью: она осознает, что убили ее любовь, убили надежду на жизнь в Нью-Йорке с любимым человеком. Это такой «чуриковский» фрагмент - Инна Чурикова никогда не боялась быть в кадре некрасивой, даже страшной. Получилось ли у меня сыграть, решать вам.
- Есть в фильме кадр с поцелуем. Для начинающей актрисы тоже, наверное, испытание не из легких?
- Да, вы правы. Сцена с поцелуем сложная, но ее играть было проще, чем потерю любимого. Я закрытый человек, никогда не говорю о личной жизни, а тут пришлось целоваться на виду у съемочной группы. Я очень смущалась. Известный британский актер Джефф Баррел, сыгравший главную мужскую роль, сказал: «Давай придумаем историю, будто это был первый поцелуй у Ольги с Майклом, поэтому он такой робкий». Джефф оказался внимательным партнером. Мы с ним подружились.
- Знаю, что для фильма вы учились петь джаз 1930-х.
- В фильме я исполняю песню, написанную еще в 1932-м, джазовый стандарт You Are My Thrill. Была задача: найти песню того времени и спеть ее так, как певица 1930-х. Я исполняла в джазово-романсовой полуакадемической манере. Многие даже не верят, что это современная запись.
- Вдохновившись картиной, вы и сами написали песню «Чому квіти мають очі»...
- «Або квіти мають очі» - это второе название фильма «Поводырь». Я задумалась, почему же у цветов есть глаза. «Чому?» - звучало у меня в голове и требовало сесть за фортепиано. Песню «Чому квіти мають очі» я написала в Харькове во время съемок. Работа над клипом совпала с разгаром последних событий в нашей стране, и вся боль из-за трагедий, которые произошли у нас на глазах, отразилась в этой песне.
- Хотелось бы продолжать сниматься в кино?
- Вот если бы меня пригласил Уэс Андерсон или Педро Альмадовар, я бы сразу согласилась (смеется. - Авт.). А вообще-то, я бы хотела сыграть Анну Ахматову. Мне кажется, мы с ней даже чем-то похожи. Эта идея пришла мне в голову благодаря Сергею Михальчуку, который был главным оператором «Поводыря», а до этого снимал мои клипы Smile и «У Осени Твои Глаза». На съемочной площадке фильма он мне все время твердил: «У тебя просто ахматовский профиль». Я понимаю, что он преувеличивал, чтобы я загордилась. Но подумала: как здорово было бы, если б решили снимать фильм про Анну Ахматову и меня позвали на главную роль.
На самом деле, было одно интересное предложение - сыграть Наталью Рахманинову, жену знаменитого Сергея Рахманинова. Это мой любимый композитор, и, прочитав сценарий, я плакала навзрыд. Международный проект, с французским режиссером, все было очень интересно, но пока он висит в воздухе.
- На премьере картины в Одессе ваших родителей не было. Приедут ли они на киевскую премьеру?
- Мама очень хочет приехать, но не знаю, получится ли у нее. В день премьеры на красную дорожку она точно не попадает. Но потом мы обязательно посмотрим с ней фильм на большом экране. Мне придется раз пять сходить на «Поводыря» в кинотеатр - пообещала уже нескольким друзьям.
- Вы не думали о том, чтобы забрать родителей из Крыма в Киев?
- Это невозможно. Крым - это родина, мой отец возвращался туда полжизни, мой прадед сделал в Малореченском колодец, мой дедушка много лет выращивает там фактически на камнях инжировый сад. Все это невозможно взять и оставить!..
- Что у вас происходит в творческой жизни сейчас кроме "Поводыря"? Поделитесь творческими планами.
- Месяц назад я выпустила свой новый мини-альбом "Дякую!", а на следующей неделе выходит "Злива" - наша совместная песня с Андреем Хлывнюком и Димой Шуровым. Надеюсь, они смогут исполнить ее вместе со мной на моем сольнике в Stereo Plaza 12 декабря. На афишах написано, что программа называется The Best, но для меня это слишком узкое определение. Мы вместе со зрителями отправимся в музыкальное путешествие с остановками на каждом альбоме. Будет и мой любимый бенд, и духовые, и струнный квартет, и современные электронные биты и даже танцоры на сцене!
Станислав Боклан:
«Надеюсь, что у Грина хватит ума не пойти в артисты»
- Правда, что вы сначала не очень-то хотели сниматься в «Поводыре»?
- Я знал, что существует такой проект. Город-то у нас небольшой, и все и все друг о друге знают. Но ходили слухи о том, что ведутся переговоры с совсем другим артистом. А потом совершенно неожиданно мне позвонил режиссер Олесь Санин (мы вместе работали в картине «Матч») и предложил исполнить роль слепого музыканта Ивана Кочерги. Я прочитал сценарий и сразу сказал, мол, Лесик, я к этой истории никакого отношения не имею. Я не слепой, не умею играть на бандуре, не умею петь. И такое «не» по всем пунктам. В общем, рисковать не буду. Но Олесь сказал, что всю ответственность берет на себя. А от меня нужно только согласие сниматься, и все будет хорошо. А ведь для артиста очень важна вера режиссера.
- Сыграть слепого может далеко не каждый. Как вам удалось вжиться в эту роль?
- Талантливо (смеется. - Авт.). На самом деле я проделал очень большую работу. Ну и, конечно же, помогли линзы, в которых я действительно почти ничего не видел.
- А ведь играть на старосветской бандуре и петь в кобзарской традиции все же пришлось учиться...
- Я учился, но не знаю, научился ли. Скорее, имитировал игру на бандуре. Мы же, например, когда играем хирургов, не режем живых людей. Так и тут. Ну а если серьезно, то я постарался сделать все от меня зависящее, чтобы выглядеть в кадре максимально убедительно.
- Как работалось с маленьким «поводырем» Антоном Грином?
- Просто замечательно. Сто раз говорил и еще раз скажу, что он мальчик очень талантливый. Но надеюсь, что у него хватит ума не пойти в артисты, а заняться, например, бизнесом и жить нормальной жизнью. А не ждать все время, позовут - не позовут тебя сниматься.
- Насколько велики шансы взять «Поводырю» «Оскар»?
- Для Украины это много бы значило. Но для начала нужно войти в шорт-лист. Очень сложно угадать, обратят ли внимание на фильм киноакадемики, да и насколько в плюс или минус сыграет политическая ситуация. Но прежде всего очень хотелось бы, чтобы эту картину оценили зрители.
- Многие ваши коллеги принципиально перестали сниматься в России. Как вы к этому относитесь?
- В этой жизни каждый волен поступать согласно своей совести. Если она говорит, что надо отказываться, значит, надо.
- Как прокомментируете историю с Пореченковым?
- Очень надеюсь, что в России артистов типа Пореченкова мало. Еще больше надеюсь, что к таким актерам рано или поздно придет осознание своих поступков. А рано или поздно это должно случиться. Очень хочу, чтобы мы в отношениях с конкретными людьми не дошли до той точки, когда не сможем дальше общаться...
Беседовала Анна СПИВАК