ВСЕ НОВОСТИ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«     Январь 2021    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
       
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Олесь Санин: «У каждого из нас была своя история в Революции Достоинства»

  749   0 04.11.2014, 00:11 | Статьи, Культура
Олесь Санин: «У каждого из нас была своя история в Революции Достоинства»

12 ноября в прокат выходит картина известного украинского режиссера Олеся Санина «Поводырь». Эта лента повествует об еще одной кровавой страничке нашей истории. С незапамятных времен по дорогам Украины бродили слепые бандуристы. Все они были настоящими энциклопедиями народного эпоса, эдакими живыми музеями словесности. И вот в 1930-х годах советская власть решила всех их уничтожить. Придумав липовый съезд, несколько сотен кобзарей собрали в одном месте и расстреляли. В основе картины - путешествие американского мальчика-поводыря Питера Шемрока и слепого музыканта Ивана Кочерги.

 

Режиссер Олесь Санин в интервью «ВВ» рассказал, почему работа над фильмом длилась десять лет и насколько велики шансы «Поводыря» получить «Оскар».

 

-  Как появилась идея фильма?

- Я с детства интересовался музыкой и народным эпосом, мастерил музыкальные инструменты... И тогда узнал историю о том, как в 1930-х уничтожали кобзарей. Кстати, я и сам немного был поводырем. Еще школьником поехал в фольклорную экспедицию записывать народные песни. Тогда и познакомился с кобзарем, которому немного помогал. Я узнал о совсем другом мире: жестоком, но интересном. Потом были другие истории и другие люди. Но эта поездка многое  во мне изменила. Хотя прошли годы, прежде чем я вернулся к этой теме.

Когда закончил картину «Мамай», уехал в США. Там начал общаться с лауреатом двух «Оскаров», американским актером украинского происхождения Джеком Пеленсом. Я рассказал ему об этой страничке украинской истории. И Джек сказал, что я должен бросить все и снять это кино.

- От задумки до готового фильма прошло десять лет. Почему так долго длилась работа над картиной?

- Когда вернулся из Америки, возникла идея снять масштабное эпическое кино. Рассказать о времени, судьбах, трагедии. Чтобы была история любви и предательства. Нашлись люди, которые хотели это финансировать, и в США, и в Украине. Потом поменялось время, поменялось правительство, и эти люди отказались от своих финансовых обязательств. Но я не бросил идею. Работал дальше: переписал сценарий один раз, потом второй. И когда появилась возможность, снял фильм. Главное в кино - уметь ждать...

- Для исполнителя главной роли заказывали специальные контактные линзы, которые помогали ему вжиться в образ... Насколько это было сложно? И почему не пригласили сниматься действительно незрячего?

- Не видел до сих пор ни одного незрячего драматического актера, который смог бы поднять эту тяжелую ношу. Поэтому и пригласил сниматься Станислава Боклана. За его работами я всегда следил... Хотя Станислав изначально говорил, что не видит себя в этой истории. Он упирался и не верил в результат, но у нас все получилось.

Сначала Стас предлагал, мол, давай я буду играть как Аль Пачино в «Запахе женщины». Но я настаивал на том, что нам нужно что-то совершенно иное. И мы заказали ему специальные линзы, в которых он действительно ничего не видел. Только свет и тень. Стас тогда был некоторое время в недоумении. Он сказал: «Олесь, ты забираешь у меня глаза, чем я буду работать? Я потерял все!» Глаза это же неотъемлемая часть его контакта со зрителем. Но у него все получилось. Боклан даже на репетициях ходил в линзах. Даже ел в них. И постепенно он действительно начал понимать незрячих. Он словно перестал играть и начал жить с ними в одном пространстве. Кстати, тренировал Станислава призер Параолимпийских игр Игорь Засядкович. Он познакомил актера с кобзарской техникой самозащиты костур, которая помогала обороняться от злых людей и собак.

- Как работалось вам с Джамалой? Все же она непрофессиональная актриса.

- Кинематограф очень специфическая штука. Довольно часто прекрасные театральные актеры  плохо снимаются в кино. А случается, что люди, вообще далекие от актерства, в кадре выглядят великолепно. Есть такая пословица: камера любит или нет. У человека должен быть какой-то особый нерв...

Мне была интересна своеобразная красота Джамалы. Но я ее сразу предупредил, что она мне нужна не как медийная звезда и певица, а как актриса. И я могу сказать, что она невероятно одаренная. Был интересный случай: подходит ко мне актер Джеф Барел и начинает расхваливать Джамалу. Мол, актрисы, которые долго снимаются, очень циничные, и партнер как таковой им не интересен. А Джамала совсем не такая. И тут я рассказываю, что это ее первый съемочный день! Джеф не поверил, ведь думал, что она профи с большим опытом.

А ведь задачи перед Джамалой стояли не из легких. Например, у нее в фильме было две сцены с поцелуями. И в одной она должна была показать, что любит, а в другой - ненавидит. Попробуй, сыграй это!

- Вы долго не могли найти мальчика на роль поводыря. Как  происходил отбор?

- На кастинге посмотрели более двух тысяч детей. Нашли маленького англичанина, жившего с родителями в Украине. Он немножко знал украинский язык. Но если честно, то этим выбором я не очень был доволен. И вот всего за пять дней до начала съемок он отказывается. У нас нет главного героя! Продюсеры в панике. И что делать? Отменять съемки? В общем, двое суток не смыкая глаз, я пересматривал все присланные мне видео.  Смотрел на безумства родителей, которые очень хотели, чтобы их дети снялись в кино, и для этого устраивали настоящее шоу... А потом случайно увидел запись Антона Грина. Мальчишка  рассказывал на камеру стишок, а потом сыграл на фортепиано. И вот перед тем, как он коснулся клавиш, все как будто замерло. Я понял, что он вспоминает музыку, которую хочет сыграть. Не ноты, а именно музыку. Это было волшебно. Я сразу же связался с его родителями. Оказалось, что они из Детройта... Так он и стал поводырем.

- Как с ним работалось? Кино ведь совсем недетское...

- В кадре Антон преображался. Казалось, что он другого роста, у него другая походка и совсем другой цвет глаз. Это был мальчик из того времени. Антон знал наизусть весь сценарий и даже часто подсказывал слова Стасу, который все время был в линзах и ничего не видел.  А еще он сам выполнял все трюки!

Мы смеялись и шутили, мол, не знаем, научили ли мы Антона сниматься в кино. Но мы научили его драться, плеваться, лазить по деревьям, по домам, воровать... Он был полностью готов к босяцкой жизни. Хотя в одной из сцен ему нужно было плюнуть в человека, и он не мог. Представляете, какое воспитание! А вообще, за недолгое время он повзрослел на наших глазах.

- Будет ли телеверсия фильма?

- Обязательно, и сейчас мы договариваемся об этом с одним из телеканалов. Дело в том, что очень много материала не вошло в фильм. К тому же телеверсия познакомит с этой страничкой нашей истории намного большее количество людей.

 - «Поводырь» будет представлять Украину на «Оскаре». Как оцениваете свои шансы?

- Это игра и загадка. Но мы в свою очередь прилагаем немалые усилия для продвижения картины. Большое пиар-агентство, которое занимается оскаровскими картинами, считает, что шансы у нас очень большие. А вообще, «Оскар» -  это игра мышцами киноиндустрии. В конце концов, это одно большое агентство, которое продает «внимание» на три миллиарда зрителей. К сожалению, часто тут вопрос не таланта, а политики. Кстати, мои американские друзья говорят, мол, Олесь, наш президент почти каждое свое выступление начинает со слова «Украина»; конечно же, нам интересно украинское кино! И говорят, что очень хорошо, что маленький герой-поводырь  именно американец. Ведь им понятно, о чем он говорит.

- Возможно, были у вас мысли снять картину о Майдане?

- Я снимал на Майдане как оператор для разных телеканалов. Тогда я понимал, что камера для меня это настоящее оружие. Даже гораздо большее, нежели для парней бутылки с зажигательной смесью и кирпичи. Я понимал, что должен все зафиксировать, чтобы о Революции Достоинства узнало максимальное количество людей. Но свою авторскую картину не хотел бы снимать. У каждого из нас была своя собственная история. И что бы я ни снял, это будет или не воспринято, или это будет спекуляция на тех событиях, которые произошли. Хотя я знаю, что мои коллеги сделали прекрасные работы. Может, даже лучшие в их жизни. Так что это была еще и революция в кино. Вспомните, какие работы сняли ребята из «Вавилон 13»...

- Есть ли будущее у украинского кино? «Пациент» скорее жив, чем мертв?

- В Украине уникальная ситуация: количество зрителей, которые ходят в кино, достаточное, чтобы обеспечить независимость национального кинематографа. Но мы должны добиться доверия зрителей. А побеждать мы можем только за счет качества. И если кассовые сборы картины перекроют средства на производство, то мы получим свободу, и не будем ходить с протянутой рукой.

Мы страна, которая может себе позволить снимать собственное кино, иметь собственных звезд, собственную индустрию. Кстати, не каждый народ может похвастаться своей школой кино и целым созвездием профессионалов в этой сфере. Важно добиться доверия зрителей, и тогда нас ждет хорошее будущее.

Беседовала Анна СПИВАК

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Январь 2021 (541)
Декабрь 2020 (743)
Ноябрь 2020 (750)
Октябрь 2020 (766)
Сентябрь 2020 (712)
Август 2020 (588)

ФОТОАРХИВ

«     Декабрь 2014    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   
Погода
беспроводной интернет киев и область wimax интернет в киеве и областиРадио интернет в киеве и области заказать
preMax интернет в киеве и области заказать
Интернет на дачу#/a# в киеве и области