
Вряд ли кому-то казалось, что такое преступление можно скрыть. Жертв оказалось около 300 человек (80 из которых - дети), их останки были разбросаны по полям с подсолнухами. Это видели и жители, и журналисты.
Тысячи обломков пассажирского самолета «Боинг-777», следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур, разлетелись по полям на востоке Украины на площади почти 20 квадратных километров. Десятки свидетелей видели, как орудие убийства - зенитно-ракетный комплекс «Бук» российского производства - передвигался по проселочным дорогам в зоне боевых действий, где упал самолет. У следователей было множество фактов и улик, чтобы завести дело.
28 сентября, после двух лет кропотливого расследования они представили в Голландии свои аргументы, материальные свидетельства и доказательства, которыми располагали. Следственная группа заявила, что «вне всякого сомнения» ЗРК «Бук» доставили из России. Самолет был сбит 17 июля 2014 года, а уже на следующее утро ракетный комплекс отправили обратно в Россию.
Отвечая на просьбу отреагировать на эти заявления, пресс-секретарь российского президента Владимира Путина произнес короткую и резкую фразу: «Нечего ни подтверждать, ни опровергать».
Читайте также: Портников: Что означают для Путина выводы следствия по МН17
Все шло по знакомому сценарию. Имея в своем распоряжении многочисленные СМИ, главный подозреваемый смог поддерживать определенное сомнение на протяжении долгого времени, достаточного для того, чтобы снять с себя вину, запутать факты и оттянуть момент свершения правосудия.
Вместо того чтобы рассматривать доказательства российской вины, Кремль и его телевизионные каналы предлагали целый ряд альтернативных теорий, многие из которых противоречили друг другу, а некоторые были явно абсурдными. Например, согласно одной из версий, украинский истребитель, пытавшийся сбить в этом воздушном пространстве самолет Путина, по ошибке обстрелял MH17.
На российской общественности эта стратегия умышленного запутывания сработала невероятно удачно. По результатам опроса, проведенного агентством «Левада-центр», только 2% россиян считают, что катастрофа МН17 произошла по вине российского правительства или его вооруженных ставленников на востоке Украины. Несмотря на множество доказательств обратного, подавляющее большинство респондентов обвинили в произошедшем украинские власти. Примерно 20% опрошенных сочли виновными в этом США.
И нетрудно понять, почему. Сразу после того, как следственная группа во главе с представителем Голландии представила свои выводы, официальное правительственное издание «Российская газета» опубликовала большую статью, в которой пересказываются различные кремлевские версии произошедшего. Автор статьи даже не удосужился упомянуть основной вывод, сделанный следствием: что «Бук» был доставлен из России. В репортаже главного кремлевского агентства новостей это обвинение, по крайней мере, констатируется, но в заголовке звучит подсказка, как читателям следует эти выводы воспринимать: «Голландское следствие по МН17: доказательств не ждите, но «Бук» был российский».
Фактически были собраны многочисленные доказательства, в том числе перехваченные телефонные разговоры, фото и видео, на которых видно, как перевозят «Бук», и тысячи ящиков с обломками и осколками, собранными на месте падения самолета. Но в конференц-зале в голландском городе Ньювегейн, где эти результаты были представлены, присутствовавшие журналисты российского телеканала обвинили следователей в предвзятости. Один из них - журналист государственного «Первого канала» - заявил, что Россия «предложила предоставить вашей группе несколько документов» в качестве доказательств. Но следователи их не приняли, сказал он, «потому что они не подтверждают ваш сценарий».
Читайте также: На российском сайте "спалили" террористов, сбивших Boeing над Донбассом. ФОТО
Один из руководителей следствия, Уилберт Паулиссен, ответил, что Россия таких материалов не предоставляла, хотя его группа приезжала в Москву и неоднократно запрашивала информацию у российской стороны. Глава следственной группы Фред Вестербек добавил, что Россия дала лишь «частичные ответы» на некоторые вопросы следователей.
Ранее Вестербек проделал незавидную работу - он встретился с семьями погибших и объяснил им, что, несмотря на продвижки в расследовании, до полного осуществления правосудия еще далеко.
«Невозможно сказать, когда это произойдет, - заметил он. - Так что сегодня утром я сказал скорбящим родственникам, что не могу давать никаких обещаний».
Официальные полномочия следственной группы, в состав которой входят представители Нидерландов, Малайзии, Австралии, Украины и Бельгии, были продлены до начала 2018 года. Но следователи признали, что они не представляют, когда будут собраны доказательства, достаточные для того, чтобы назвать подозреваемых и возбудить уголовные дела. Они также не смогли сказать, какой суд может рассматривать дело.
Чтобы добиться настоящего прорыва, следователям понадобится сотрудничество России - она должна рассмотреть доказательства того, что ЗРК «Бук» был доставлен с территории России, и объяснить, что случилось с этим комплексом после его возвращения в Россию. Следователям также будет необходимо допросить свидетелей или подозреваемых в РФ, в том числе военнослужащих, которые, возможно, участвовали в доставке этого ракетного комплекса на территорию Украины.
Однако ничто не указывает на то, что Россия готова выполнить эти требования, не говоря уже о решимости выдать возможных подозреваемых, чтобы те предстали перед международным судом.
Читайте также: Названы имена тех, кого Кремль «зачистит» по теме MH17
Саймон ШУСТЕР,
Time, США
(Материал печатается с сокращениями)