ВСЕ НОВОСТИ

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«     Январь 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

На праздник к Цадыку Нахману

  530   0 10.10.2011, 10:50 | Новости, Политика
На праздник к Цадыку Нахману Корреспонденты «ВВ» побывали в Умани во время еврейского Нового года — Рош ха-Шана

В Умани людно. Толпы паломников-хасидов идут по улицам в разных направлениях, толкаются, танцуют, многие трапезничают, сидя прямо на асфальте, другие о них спотыкаются… Под забором частного дома мирно дремлет молодой хасид: кипа — с одной стороны, пустая бутылка — с другой. Не рассчитал, бедняга, крепость водочки! Может, впервые выпил? А милиции сколько! Здесь и ППС, и ГАИ, и служба охраны, и «Беркут», и даже «Грифон» у подворотен дежурит. Словом, Вавилонское столпотворение.

Главное, чтобы штаны не волочились по земле
Возле синагоги — детская площадка с песочницей, качелями и горкой, где вовсю резвятся дети хасидов. Обычно одетые в свои причудливые религиозные уборы — черные шляпы, из-под которых видны пейсы (длинные завитые пряди на висках), черные кафтаны до колен, они такие строгие и положительные, что, кажется, сейчас процитируют наизусть Тору. Да еще и отчитают тебя за грехи. Но здесь, на качелях, они обыкновенная детвора.

А вон навстречу нам… нет, не идет, а шествует старейшина-хасид. На голове — меховой цилиндр с полметра в диаметре. Это штраймл. Носится только в субботу и по праздникам. Когда-то русский царь — объяснил приехавший из Израиля паломник, с которым мы подружились, — упрекнул евреев в том, что они хитрые, как лисы. «Ах лисы? — возмутились те. — Будут вам лисы!» С тех пор хасиды и стали носить на головах лисьи шапки.

Хасидов отличает длинная борода, пейсы (и то и другое Талмуд не велит стричь), черный блестящий, аж солнечные зайчики пускает, кафтан, на ногах — панталоны, заправленные в белые чулки (это, по словам моего израильского приятеля, чтобы штаны не волочились по земле и не набрались от тротуара всякой скверны). На плечи поверх кафтана наброшено что-то вроде белой шали — капоте. Белое, потому что на страшном суде, когда «God, простите, Бог будет всех судить, тогда что богач, что бедный, что живой, что капут — все станут равны, и все будут белыми без греха».

За сезон на свежую иномарку набежит
Правнук основателя хасидизма (религиозного течения в иудаизме) Исроэль Бааль Шем Това Нахман уже в 18 лет получил звание цадик (святой), иудеи стали называть его «учитель Нахман». Последние годы ребе прожил в Умани, где и завещал себя похоронить рядом с могилами убитых гайдамаками в 1678 году евреев. А перед смертью повелел, чтобы все его последователи на Рош ха-Шану приезжали на его могилу, «тогда они найдут в моем лице заступника перед Всевышним». Так хасиды и поступают. Уже двести лет подряд.

Ежегодно дней на десять несколько кварталов Умани по улице Пушкина (где похоронен цадик) превращаются в хасидскую Мекку. Самый простой люд селится в огромные, заранее сооруженные палаточные ангары. Матрас на полу, чемодан под головой, умывальник на улице и вечно забитый туалет — вот и весь комфорт. Кто побогаче — снимает квартиру у местных жителей. Причем ставят жесткое условие хозяевам: пока мы здесь — ноги вашей не должно быть в доме. Люди морщатся, знают, что потом, быть может, придется делать ремонт, но соглашаются. Еще бы: 100–400 долларов (зависит от комфорта) в сутки за койку — весомый аргумент. А если учесть, что по одному приезжие последователи ребе Нахмана обычно не селятся (а человек по пять–восемь), то за короткий сезон на свежую иномарку набежит.

В одной руке Тора, в другой — «Мальборо»
Что это пожарные забегали? Не горит ли чего? Принюхиваемся: вроде бы дымом не тянет, да и огня не видно. Возле подъезда одной из девятиэтажек стоит подполковник МЧС, активно жестикулирует и, утерев под фуражкой пот, кричит в трескучую рацию: «На шестой давай!.. Что?.. Петро, не слышу тебя!.. Посылай подальше!.. Я ж не слепой…» К концу офицерского монолога мы поняли, в чем дело. Оказывается, наученные прошлогодними пожарами, спасатели бегают по квартирам… гасить газ и тушить свечи.

Потому как в праздник Рош ха-Шана хасидам ничего нельзя делать. Во-о-обще. И конфорку закрутить тоже. Да чего там газ, самостоятельно прикурить — и то труд, значит, грех. Курят почти все хасиды, я видел даже детей с папиросами, но зажигалками сами не щелкают — просят огня у милиционеров, пожарных или журналистов. Забавно получается: одной рукой листают священную книгу Тору, а другой затягиваются «Мальборо». Пускать дым через окно святой синагоги можно, это не грешно. А вот прикурить самому — грех. И мусор выбросить в урну — труд. И даже спустить воду в унитазе. Милиционеры рассказывали случай, как по дороге рядом с их вагончиком-штабом проходил хасид лет сорока.

Идет и на ходу молитвенник читает — весь в общении с Богом. А на грешную уманскую ухабистую землю не смотрит и не догадывается, какие его могут подстерегать неожиданности. А на обочине был припаркован милицейский УАЗик «Патриот» с высокими и сильно оттопыренными зеркалами. Поравнялся праведник с машиной и ударился о зеркало, да так, что его шляпа по асфальту покатилась. Бедняга. И что, вы думаете, он сделал? Перво-наперво запомнил страницу, закрыл книгу, почесал лоб, посмотрел на лежащую шляпу и… не подняв, пошел дальше. Грех за шляпой наклоняться в такой праздник.
На праздник к Цадыку Нахману

Все на штурм столовой
У большого, как цирк-шапито, шатра с американским и израильским флагами какая-то толкотня. Пахнет жареным мясом. Значит — харчевня. А мы с утра на одном чае живем: его тут из бочек с краниками разливают, как квас. У входа в шатер стоит мужчина в камуфляже с бейджиком «Охорона». Спрашиваю: «Кормят только хасидов?» — «Всех», — еле машет рукой, видать, уже плотно отобедал. Зачехлив фотоаппараты, пытаемся пробраться внутрь.

Дверь вроде бы широкая, но в нее столько набилось паломников, что ни туда и ни сюда. Повар (волонтер из местных) нам объяснил: в праздник грех что-то делать, в том числе и стоять в очереди, вот и пытаются войти все сразу… А затем он подал нам тарелки с картофельным пюре и телячьим гуляшом, отрезал ломоть макового пирога и налил в бумажный стакан «колы». Вкусно и много. Как потом мы выяснили у сытого охранника, какой-то американский хасид-олигарх выделил «цілий мільйон доларів на їх кормьожку».

С полными подносами присаживаемся на лавочке возле свежебеленой низенькой хаты. «Приятного аппетита!» — на сносном русском желает мне бородатый хасид, почему-то обутый в резиновые пляжные тапочки. Взаимно! Разговорились, познакомились. Яков уже месяц находится в Умани — занимался подготовкой празднования Рош ха-Шана, встречал паломников на вокзале, расселял. «Я очен нэ багатый, но купыл в Умани лытл, э-э, как это по-русски — ма-а-а-ленкую (делает пальцами жест, будто блоху держит) квартыра». Яков каждый год на праздник приезжает в Умань. Последние семь лет обитает в Лондоне — преподает в еврейской школе. До этого жил в Израиле, Пакистане, Германии. Ему еще нет тридцати, а уже успел жениться, родить двух дочерей и… развестись.

Шалом, или С легким паром!
После обеда паломники потянулись в синагогу. Пошли и мы за ними, точнее, я пошел, а моя спутница осталась на улице: женщинам в хасидский храм ни-ни! Правоохранители вспоминали, как в прошлом году американская журналистка проникла в синагогу, переодевшись в мужика. Ух и досталось бедняге: разоблачили, разбили фотокамеру.

В подвале трехэтажной синагоги расположена баня. На входе написано: «$5 — общий зал, $10 — отдельная кабинка». По обычаю перед Новым годом хасиды должны смыть с себя телесную и духовную грязь. Однако народа тут не густо — большинство паломников не тратятся, а бесплатно омываются в пруду за синагогой.

На первом этаже — малый зал синагоги. Очень напоминает зал ожидания железнодорожного вокзала. Длинные деревянные лавки, на которых спят хасиды. Под лавками — чемоданы, рюкзаки, свертки с недоеденными харчами, здесь же висят мокрые полотенца. Кому на лавках места не хватило — расположился прямо на полу. Что же, не будем мешать людям спать — айда на второй этаж.

А там гул такой стоит, не иначе молящиеся хотят в буквальном смысле докричаться до Бога. Посредине главный раввин дудит в шофар — бараний рог.По еврейскому календарю наступил Новый 5772 год. «Шана Това!» — громко поздравляют друг друга хасиды, что означает: «Доброго Нового года!» Паломники начинают паковать чемоданы. Праздник закончился. Наступают суровые трудовые будни. Для коммунальных служб города.
На праздник к Цадыку Нахману

Виталий ЦВИД, Наталия КРАВЕЦ,
Киев — Умань — Киев.
Фото авторов
"Вечерние Вести"
Погода;, Новости;, загрузка...
Погода, Новости, загрузка...
Погода, Новости, загрузка...

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Январь 2018 (539)
Декабрь 2017 (989)
Ноябрь 2017 (908)
Октябрь 2017 (272)
Сентябрь 2017 (2872)
Август 2017 (4339)

ФОТОАРХИВ

«     Декабрь 2014    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   
беспроводной интернет киев и область wimax интернет в киеве и областиРадио интернет в киеве и области заказать
preMax интернет в киеве и области заказать
Интернет на дачу#/a# в киеве и области