ВСЕ НОВОСТИ

Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«     Декабрь 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
       

Жить вдвоем в «пенале» невозможно

  401   0 14.05.2012, 15:13 | Статьи, Происшествия
Жить вдвоем в «пенале» невозможно Мало кто знает, что замечательный писатель Илья Ильф был еще и талантливым фотографом.

Об увлечении известного сатирика, о том, как создавались знаменитые романы, и кто был прототипом Остапа Бендера, корреспонденту «ВВ» рассказала дочь писателя Александра Ильф.

— Александра Ильинична, недавно при вашем участии вышел фотоальбом «Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа». Чем интересно это издание?
— В нем представлены виды Москвы начала 1930-х. Эта книга пунктирно отслеживает жизнь Ильфа: приезд из Одессы в Москву, работа в газете «Гудок», сотрудничество с Петровым. Завершается «семейным альбомом», автор которого — известный в 1930-е годы фотожурналист Виктор Иваницкий. Они дружили с отцом, вместе работали в литературном ежемесячнике «30 дней», ездили на открытие Турксиба (Туркестано-Сибирской магистрали). Иваницкий стал прототипом фоторепортера Меньшова в романе «Золотой теленок».

— А это правда, что Петров одолжил вашему отцу деньги на первый фотоаппарат?
— Да, 800 рублей! По тем временам это крупная сумма! Потом Ильф купил «Лейку I» с приставным дальномером. Евгений Петров даже в шутку писал, что теперь у него нет ни денег, ни соавтора, потому что Ильф все время «снимает, проявляет и печатает. Печатает, проявляет и снимает». Любимой его моделью была моя мама. А однажды и она рискнула сделать несколько снимков. Изображения нерезкие, размытые, но позволяют увидеть и соавторов за обдумыванием романа «Великий комбинатор», и домработницу за уборкой, и обстановку комнаты в Соймоновском проезде.

— Соавторы работали мирно или часто спорили?
— Ильф предложил: «Один будет писать, другой в это время будет сидеть рядом. В общем, сочинять вместе». Было решено, что перо в руки возьмет все-таки Петров: по убеждению отца, у него почерк был лучше. Конечно, писатели спорили над каждым словом. У каждого было право вето. Не будучи «сиамскими близнецами», соавторы были связаны подлинными духовными узами. Только настоящие друзья могли думать о том, что «хорошо было бы погибнуть вместе во время какой-нибудь катастрофы».Они проработали вместе десять лет. «В четыре руки» создали два романа, книгу очерков «Одноэтажная Америка», киносценарии, массу рассказов, очерков и фельетонов. Даже деловые письма они писали вместе, вдвоем ходили по редакциям и издательствам.

— Как познакомились ваши родители?
— Окончив одесское ремесленное училище, Ильф работал в чертежном бюро, на телефонной станции, на авиационном заводе и на фабрике ручных гранат. В Гражданскую воевал в красных партизанских частях. Потом стал бухгалтером в Опродкомгубе — Одесской продовольственной комиссии по снабжению Красной армии. Любовь к литературе привела отца в «Коллектив поэтов» — объединение молодых одесских литераторов, куда входили Валентин Катаев, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Семен Кирсанов. А Маруся Тарасенко — моя будущая мама — увлекалась живописью, училась в художественной школе и вступила в «Коллектив художниц». Там они и познакомились зимой 1921–1922 годов. Мама писала очень похожие автопортреты: на них она робкая, красивая, «с худыми, вызывающими нежность руками». С ней отец провел свой день рождения 16 октября 1922 года, мама первой призналась ему в любви. Они встречались в ее комнате при художественной студии. Отец позировал. Ночью они сидели на подоконнике и смотрели в окно. Ильф читал маме стихи — свои и чужие. Переписка между ними завязалась еще в Одессе — в то время было принято писать письма. В начале января 1923-го Ильф уехал в Москву и начал работать в «Гудке» — газете железнодорожников. И полетели письма, в которых было много любви, много грусти и много нежности.

— Что мешало вашим будущим родителям соединиться?
— Жилищный кризис в Москве. Отец после приезда спал на полу в квартире старшего брата Евгения Петрова — Валентина Катаева в Мыльниковом переулке на Чистых прудах, потом ютился в гудковском «Общежитии имени монаха Бертольда Шварца». Впоследствии читатели романа «Двенадцать стульев» узнали, что жить вдвоем в «пенале» невозможно. Михаил Булгаков сравнивал эту комнатушку с телефонной трубкой, а Юрий Олеша — со спичечным коробком. Но все-таки «пенал» лучше разлуки! 21 апреля 1924 года родители поженились, а 25 апреля новобрачная из-за отсутствия нормального жилья вернулась в Одессу. Только осенью 1929-го Ильфы, наконец, получили большую комнату в коммунальной квартире в Соймоновском проезде, напротив храма Христа Спасителя, в доме, выстроенном железнодорожным ведомством.

— Каким был отец в жизни?
— Ильф не был ни весельчаком, ни отчаянным остряком. Он был человеком в себе, застенчивым, молчаливым, очень скромным, сдержанным, никогда не говорил о себе. Шутил редко, но зло, и подобно Гоголю или Зощенко был скорее грустным. У него было безошибочное чувство меры. Не терпел пошлостей, банальностей. Однажды он сказал Петрову: «Женя, я принадлежу к людям, которые любят оставаться сзади, входить в двери последними». Если приходилось выступать, общую рукопись читал Петров, а Ильф в президиуме страшно волновался и выпивал всю воду из графина. Потом он говорил, что ужасно устал. Его тяготило многолюдное общество. Любимым занятием было чтение, особенно военно-морской литературы. Очень хорошо рисовал странных животных («верблюд-автобус»). Очень уважительно относился к слову.

— Именно слово, стиль, остроумие и сделали их с Петровым романы бессмертными.
— Да, конечно, но не только это. Суть в том, что романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» отлично рифмуются с нашей нынешней жизнью. Когда я вижу миллионера и тем более миллиардера, я повторяю: «С таким счастьем — и на свободе!»

— Кто, по вашему мнению, был прототипом Остапа Бендера?
— Конечно, образ Бендера собирательный. Соавторы наделили его своим остроумием и блеском. У мелких одесских комбинаторов взяли ловкость. Но больше всего «великолепный Остап» заимствовал у Остапа Шора. Валентин Катаев, лично знавший Шора еще в Одессе, писал: «Что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое… Его внешность соавторы сохранили в своем романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер».

— Благодаря вам за последние годы вышло много книг, посвященных Ильфу и Петрову.
— При моем участии появились около 25 изданий, в том числе книга Петрова «Мой друг Ильф», переписка отца, репринтные издания журнальных вариантов обоих романов. Не могу не упомянуть о небольшом томике, посвященном старшему брату Ильфа — «одесскому парижанину» художнику Фазини.

Беседовала Снежана ПАВЛОВА.
Фото из личного архива Александры ИЛЬФ
"Вечерние Вести"
Погода;, Новости;, загрузка...
Погода, Новости, загрузка...
Погода, Новости, загрузка...

АРХИВ НОВОСТЕЙ

Декабрь 2017 (363)
Ноябрь 2017 (908)
Октябрь 2017 (272)
Сентябрь 2017 (2872)
Август 2017 (4339)
Июль 2017 (4499)

ФОТОАРХИВ

«     Декабрь 2014    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   
беспроводной интернет киев и область wimax интернет в киеве и областиРадио интернет в киеве и области заказать
preMax интернет в киеве и области заказать
Интернет на дачу#/a# в киеве и области